Коды ОКВЭД – это цифровые обозначения видов экономической деятельности, которыми занимается организация или ИП. Коды указывают в формах для регистрации Р11001 и Р21001, но их можно добавить и позже, в процессе деятельности.
Один код ОКВЭД должен быть основным, предполагается, что по этому виду деятельности предприниматель будет получать максимальный доход. Если это окажется не так, основной код можно изменить.
Появились вопросы? Опытный бухгалтер поможет
Где искать коды ОКВЭД
Все виды экономической деятельности перечислены в Общероссийском классификаторе ОК 029-2014, утверждённом приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Это большой структурированный список, в котором торговле отведён Раздел G.
Розничная торговля включена в класс 47, который подразделяется на подклассы и группы. Для регистрации бизнеса надо выбрать коды, которые включают в себя не менее четырёх знаков, поэтому недостаточно указать только класс или подкласс.
Основная классификация групп розничной торговли строится по принципу специализированных и неспециализированных магазинов. Однако ОКВЭД для продажи в интернете относится к подклассу 47.9, то есть «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков», без специализации.
Основной код ОКВЭД для онлайн-продаж
В качестве основного кода ОКВЭД для торговли на маркетплейсе можно выбрать 47.91, который означает «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Классификатор описывает этот вид деятельности, как розничную торговлю путём заказа товаров по почте или через интернет. При этом покупатель выбирает товар по рекламным объявлениям, каталогам, информации на сайтах, по образцам и осуществляет свой заказ по почте, телефону или через сеть интернет. Какой-либо специализации по видам товаров код 47.91 не предусматривает, поэтому можно продавать товары широкого ассортимента.
Этот код, в свою очередь, делится на следующие подгруппы:
- 47.91.1: Торговля розничная по почте;
- 47.91.2: Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет;
- 47.91.3: Торговля розничная через Интернет-аукционы;
- 47.91.4: Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона.
Означает ли это, что для маркетплейса надо выбирать код 47.91.2? Нет, необязательно, потому что этот код по своей иерархии уже включён в код 47.91. Можно ограничиться только им, дополнительная детализация здесь не нужна.
Дополнительные коды ОКВЭД для онлайн-торговли
Основного кода ОКВЭД для торговли на маркетплейсах достаточно, если вы не планируете самостоятельно доставлять товар покупателям.
Но если вы организовываете доставку и упаковку товаров, если у вас свой сайт и склад, вы сами принимаете оплату через онлайн-кассу, то стоит добавить ещё и эти коды:
- 53.20: Деятельность почтовой связи прочая и курьерская деятельность;
- 52.10: Деятельность по складированию и хранению;
- 82.92: Деятельность по упаковыванию товаров;
- 62.09: Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
Некоторые маркетплейсы рекомендуют указывать также другие коды ОКВЭД для розничной торговли, например, 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах». Он включает в себя розничную торговлю широким ассортиментом товаров, а также деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента, включая одежду, мебель, бытовые приборы, скобяные изделия, косметику, ювелирные изделия, игрушки, спортивные товары и др.
Ещё один универсальный код – 47.99 «Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков». Он позволяет осуществлять прямые продажи и продажи торговыми агентами с доставкой.
И конечно, если вы совмещаете интернет-торговлю с другой деятельностью, то указывайте и другие коды ОКВЭД, соответствующие этим направлениями бизнеса.
Сколько кодов ОКВЭД можно указывать
ФНС не ограничивает количество кодов ОКВЭД, которые предприниматель или ООО указывают при регистрации. И даже если вы не будете вести деятельность по всем указанным кодам, ничего страшного не произойдёт. За это не штрафуют и не взимают больше налогов. Но выбирать коды с прицелом на будущее тоже нет нужды, при необходимости их всегда можно добавить.
Все свои зарегистрированные коды организация или ИП может проверить в выписке из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если окажется, что коды ОКВЭД, которые нужны для онлайн-торговли, у вас отсутствуют, их надо добавить.
Для этого индивидуальные предприниматели подают заявление по форме Р24001, а организации – по форме Р13014. Юридическим лицам также надо проверить, что в уставе среди видов деятельности прописана интернет-торговля или есть общая фраза типа «Общество вправе осуществлять любую деятельность, не запрещённую законодательством РФ». Если это не так, придётся вносить изменения в устав.
Какие последствия возможны, если начать торговать на маркетплейсах, не добавив нужный код? Прямой ответственности здесь нет, но есть косвенная – за недостоверность данных, содержащихся в государственных реестрах. За это предусмотрены санкции по статье 14.25 КоАП РФ. При выявлении факта недостоверности (если ОКВЭД для ИП для маркетплейсов не указан) возможен штраф до 5 000 рублей.
Выводы
- Если вы планируете торговать через маркетплейсы или свой сайт, то основным кодом ОКВЭД для вас будет 47.91. Можно также выбрать более узкий код 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».
- При самостоятельной доставке, хранении, упаковке товаров, приёме оплаты через онлайн-кассы указывайте также дополнительные коды ОКВЭД.
- Если при регистрации ИП или ООО вы не указывали коды ОКВЭД для торговли на маркетплейсах, то добавьте их до начала работы. Индивидуальные предприниматели подают заявление Р21001, а организации – заявление Р13014.
- За недостоверные данные в государственных реестрах, в том числе, в отношении осуществляемых видов деятельности, могут наложить штраф в размере до 5 000 рублей.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.