Воронка продаж – это известный маркетинговый инструмент для планирования и оценки эффективности бизнеса. Любой бизнес строится на продаже товаров или услуг, поэтому важно понимать, как происходит этот процесс в вашей фирме.
Что такое воронка продаж?
Авторство термина «воронки продаж» приписывают Элайасу Сент-Эльмо Льюису, однако это не совсем так. Льюис говорил о «потребительской воронке», то есть тому пути, который проходит потенциальный потребитель перед тем, как купить товар или заказать услугу:
- Ознакомление или узнавание – знакомство с товаром или услугой, благодаря рекламе, рекомендации или другому источнику информации.
- Проявление интереса – если полученная информация убеждает потребителя в том, что новый товар или услуга может удовлетворить его потребность или решить какую-то проблему, то он будет заинтересован в получении дополнительной информации.
- Желание - на этом этапе потребитель уже выражает желание приобрести товар или заказать услугу и ищет возможность сделать это.
- Действие – от рассуждений и оценки потребитель переходит к действиям и совершает покупку/делает заказ.
Воронка продаж учитывает этот алгоритм поведения потребителя, однако состоит она из других этапов - шагов, которые должен сделать бизнесмен, чтобы получить продажи и, соответственно, прибыль:
- Донести до потенциального потребителя информацию о своем товаре или услугах.
- Войти в контакт с лицом, принимающим решение (ЛПР), провести презентацию предложения компании.
- Заключить с клиентом договор на поставку товара.
- Произвести продажу и получить оплату за товар.
Цель воронки продаж – перевести потенциального клиента в реального покупателя. Для того, чтоб оценить эффективность этого процесса на каждом этапе и воронки в целом, используют термин «конверсия». Конверсия (в буквальном смысле, «превращение») – это важный показатель продаж, который измеряется в процентах.
Например, из 200 клиентов, с которыми состоялся телефонный разговор, заключили договор и оплатили товары всего 10. Конверсия в данном случае равна 5%. Много это или мало? Судить об этом без привязки к конкретному товару и ценам трудно, но этот показатель можно использовать как для сравнения с конкурентами, продающими такие же товары, так и для анализа продаж внутри компании.
Что позволяет сделать воронка продаж?
Каждый бизнес ведет учет своих клиентов. Вести этот учет в амбарных книгах или тетрадях, конечно, не стоит. Ведение клиентской базы можно и нужно автоматизировать – в Excel или с помощью специальных CRM систем (от Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами).
Существует несколько CRM систем: платных, бесплатных и условно бесплатных (для определенного количества пользователей или с ограничением функций).
Платные CRM системы | Бесплатные CRM системы |
---|---|
1С:CRM СТАНДАРТ | sails-crm.com |
clientbase.ru | teamlab.com |
zettaplan.ru | on-crm.ru |
avenuesoft.ru | gallopercrm.ru/ru |
bitrix24.ru | isaler.ru |
megaplan.ru | teamwox.com |
consileri.ru | cefall.ru |
Например, вот так выглядит воронка продаж в интерфейсе программы Битрикс24.
А вот так строится воронка продаж в 1С:CRM СТАНДАРТ
Функционал и возможности у CRM систем разный, но благодаря использованию любой из них, руководитель может:
Получить информацию
- Сколько сделок сейчас в работе, и на каком этапе находится каждая сделка;
- Какое количество контактов с потенциальными клиентами приводит к заключению и оплате одной сделки;
- На каких этапах продаж самая низкая конверсия, а значит, уходит больше всего клиентов;
- Как долго осуществляется сделка, начиная с первого контакта с клиентом и заканчивая оплатой выставленного счета;
- Какие суммы продаж в месяц обеспечивает в среднем один менеджер;
- Как изменяется объем продаж компании по месяцам в целом и по каждому менеджеру;
Планировать
- Какое количество потенциальных клиентов необходимо привлечь, чтобы выполнить план продаж компании;
- Каким может быть выполнимый план по привлечению клиентов и объему продаж на одного менеджеру;
- Какое количество менеджеров необходимо организации, для того, чтобы обеспечить план продаж;
Корректировать
- Какую новую целевую аудиторию надо обхватить, чтобы повысить интерес к товарам компании;
- Какие новые каналы продаж надо применить, чтобы продавцы смогли привлекать больше потенциальных клиентов;
- Какие новые действия надо предпринять, если клиент затягивает с заключением договора или оплатой счетов;
- Какой может быть новая система мотивации персонала в организации.
Пример анализа воронки продаж
В отделе продаж оптовой фирмы работают 3 менеджера. Обязанности их одинаковы – связываться с клиентами, предлагать товары компании, заключать договоры и добиваться оплаты счетов. В результате анализа воронки продаж хорошо видно, на каком этапе деятельность конкретного менеджера неэффективна. Соберем в таблицу данные отчетного месяца по каждому менеджеру:
Действия | Менеджер 1 | Менеджер 2 | Менеджер 3 |
Сделаны звонки | 150 | 200 | 180 |
Состоялись встречи или высланы коммерческие предложения | 50 | 40 | 60 |
Заключены договоры | 30 | 25 | 30 |
Оплачены счета | 20 | 17 | 18 |
Общая конверсия воронки продаж по менеджеру | 13,3% | 8,5% | 10% |
Самая низкая общая конверсия наблюдается у второго менеджера, хотя он и сделал больше всех звонков. Очевидно, что его общение с потенциальными клиентами по телефону (холодные звонки) не очень эффективно. В личных встречах и при повторном контакте с клиентами на этапе презентации коммерческого предложения он добивается хорошего процента заключения договоров. При этом у него самая высокая конверсия на этапе оплаты счетов по заключенным договорам – 68%
Какие можно сделать выводы:
- Этому сотруднику проще работать с уже знакомыми клиентами или у него не проработан скрипт телефонных продаж, которым хорошо владеют другие менеджеры. Возможно также, что некоторое количество произведенных звонков имеет отложенный эффект, и часть потенциальных клиентов согласилась на получение коммерческого предложения или проведение встречи в следующем месяце
- При повторном контакте с клиентами сотрудник хорошо проявляет себя и умеет донести преимущества предложения компании. Можно предложить менеджеру не повышать количество звонков новым клиентам, а усиливать работу с имеющимися клиентами для перевода их в категорию постоянных.
- Менеджер неплохо контролирует оплату счетов, возможно, за счет хороших установившихся личных связей с клиентами, но общий уровень этого этапа в целом по фирме достаточно низкий (от 60% до 68%).
Конечно, ответственность за объем продаж организации не может лежать только на менеджерах. Очень важна ценовая стратегия компании, характеристики товара, конкурентная среда и многие другие критерии, но анализ воронки продаж позволяет руководителю наглядно видеть, что происходит в его бизнесе и оперативно корректировать свою деятельность.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.