Согласно статистике ФНС, примерно 4% компаний, работающих с самозанятыми, незаконно занижают НДФЛ, что квалифицируется, как злоупотребление экспериментальным налоговым режимом.
Налоговики разработали свою схему определения таких злоупотреблений и их признаков. К ним относится:
- Склонение сотрудников к регистрации в качестве самозанятых и оказание ими услуг взаимозависимой организации;
- Количество НПД-шников, оказывающих услуги юрлицу, значительно превышает численность его собственного штата;
- Указание несколькими претендентами на НПД одной и той же электронной почты при регистрации;
- Использование несколькими самозанятыми одного устройства для оформления чеков.
Всех плательщиков НПД, соответствующих вышеперечисленным признакам, ФНС относит к группе риска. Их об этом информируют и предлагают добровольно устранить нарушения. Для установления факта подмены трудовых отношений самозанятостью налоговая использует специальные цифровые инструменты.
По мнению руководителя МОО «Центр правопорядка» в Москве и МО Александра Хаминского, ФНС достаточно подробно разработала критерии налоговых рисков и вполне достоверно определяет случаи подмены трудовых отношений самозанятостью, которые широко распространены. Помимо налоговой, за соблюдением трудовых прав наблюдает и Минтруд, по данным которого до 65% самозанятых фактически выполняют стандартные трудовые обязанности.
При проверке хозяйственной деятельности ИФНС в первую очередь оценивает реальность сделок – их характер, объем и регулярность. Взаимоотношения юридических и физических лиц признаются противоправными, если их явной целью является минимизация налоговых отчислений. К налоговому риску относится систематичность конкретных работ или услуг, заказываемых по договору у самозанятого. Регулярное нахождение последнего на территории заказчика в рабочее время также рассматривается, как признак подмены трудовых отношений самозанятостью.
Как отметил Александр Хаминский, оценить реальность и характер сделки с самозанятым при дистанционном характере сотрудничества очень сложно. В период пандемии многие компании перешли на сотрудничество с ними в удаленном формате, что и положило начало массовому переходу к работе по договору ГПД вместо трудового. Для ее выполнения не нужно было выводить штатных сотрудников, можно было заказать услугу удаленно.