1 июля заработал закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, который внёс поправки в правила выпуска электронных подписей и обращения с ними. Изменения будут вступать в силу поэтапно.
Все центры, выдающие сертификаты подписей, должны пройти аккредитацию после 1 июля 2020 года. ЭЦП, выданные центрами, аккредитованными до этой даты, действуют до конца срока аккредитации, но не далее, чем до начала 2022 года. Теперь аккредитация действует 3 года, а не 5, как было ранее.
В некоторых случаях оформить ЭП и подтвердить свою личность можно полностью удалённо. Это доступно при наличии действующего квалифицированного сертификата либо по биометрическим данным (например, из загранпаспорта).
С начала 2021 года в целях исключения мошенничества при применении цифровой подписи появится так называемая доверенная третья сторона. Это организации, которые будут проверять действие сертификатов и полномочия участников электронного документооборота.
Также с 1 января будущего года вводится дистанционная электронная подпись. Клиенту не придётся устанавливать на компьютер никаких программ – файлы ЭП будут храниться в удостоверяющем центре. При необходимости подписать документ нужно будет дать соответствующее поручение центру, и тот воспользуется ключом. Такой порядок упростит удостоверение документов. Во-первых, это можно будет сделать с любого устройства. Во-вторых, поскольку вся история подписания будет храниться в удостоверяющем центре, станет проще отслеживать подписанные документы.
С 2022 года заработает основной блок изменений. Электронная подпись от имени компании будет выдаваться только руководителю, причём оформлять её придётся исключительно в ФНС. Рядовой сотрудник в любом аккредитованном центре сможет оформить личную подпись физического лица, в которой будет зашифровано только ФИО. Чтобы воспользоваться такой ЭП от имени организации, нужно будет приложить электронную доверенность.
Действующие ЭП для сдачи сотрудниками отчётности, полученные до 1 июля текущего года, можно будет применять до конца 2021 года.
Читайте также: