С 1 января 2016 года регистрация ИП и ООО стала возможной не только в налоговых инспекциях и МФЦ, но и через нотариусов. Обратите внимание: речь идет не о нотариальном заверении регистрационных документов, а именно о процессе государственной регистрации без обращения заявителя в ФНС.
Такие полномочия нотариусам предоставлены изменениями в закон «О государственной регистрации» (статьи 9 и 11 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года). Документы заявителя подаются в регистрирующую налоговую инспекцию в электронном формате и заверяются электронной подписью нотариуса. Стоимость такой услуги по государственной регистрации ИП и ООО составляет 1000 рублей.
Чтобы удостоверить личность заявителя, нотариус вправе использовать средства видеофиксации. Если у него возникнут сомнения в подлинности документов заявителя, то он может послать запрос в госорганы, выдавшие эти документы.
В течение трех рабочих дней после направления документов в ФНС нотариус получает ответ от налогового органа: подтверждение факта внесения записи в государственные реестры или решение об отказе в регистрации. Документы из налоговой инспекции приходят только в электронном виде, на бумажном носителе регистрирующий орган их не высылает. Далее нотариус их распечатывает и заверяет своей подписью.
Регистрационные документы (свидетельство о регистрации ИП или ООО, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ), полученные нотариусом от ФНС и заверенные им, признаются равнозначными тем, которые выдает налоговая инспекция.