С 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года Минфин и ФНС проводили эксперимент по применению новых онлайн-касс. В рамках эксперимента проверялась жизнеспособность идеи по передаче в режиме реального времени данных кассовых аппаратов сразу в налоговую инспекцию. Цель проекта заявлена, конечно, как благая: регистрация ККТ в электронном виде, сокращение числа налоговых проверок, объективность учета доходов налогоплательщиков и даже экономия на приобретении кассовых аппаратов за счет использования специальных приложений к смартфонам и планшетам.
По итогам эксперимента устроители проекта посчитали, что новый порядок работы кассовых аппаратов себя оправдал, и поэтому Минфин разработал законодательные поправки, значительно изменяющий закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении ККТ". К сожалению, предложенные законопроектом изменения могут иметь непредсказуемые для малого бизнеса последствия.
- Законопроект лишает права тех, кто работает на ЕНВД и ПСН, не применять кассовый аппарат при получении наличной оплаты. Возможность работы без ККТ останется только в некоторых случаях, таких как: продажа газет, журналов, билетов; торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами и др.
- Передача данных кассовых аппаратов в налоговую инспекцию будет производиться через оператора фискальных данных – специализированную организацию, получившую разрешение на это. Естественно, что услуги такого оператора будут для бизнесменов платными.
- Возросли штрафы за нарушение закона при применении ККТ. Для ИП это сумма не менее 10 тысяч рублей, для организаций - не менее 40 тысяч рублей. Верхняя граница штрафов равна ¾ или полной сумме стоимости покупке, оплачиваемой наличными деньгами или картой, то есть, практически не ограничена. Для операторов фискальных данных штрафы еще больше – от 500 тысяч до 1 млн рублей.
- Продавец обязан будет передавать покупателю электронный чек при совершении покупки через Интернет, а при продажах офлайн – высылать такой чек по просьбе покупателя на его электронный адрес.
- Вариант использования специального приложения к смартфонам и планшетам так и не получил в законопроекте должного развития.
- Закон предполагается ввести уже с 1 января 2016 года, а тем, кто имел право работать без кассового аппарата (плательщики ЕНВД и ПСН) будет дано 6 месяцев для приобретения и установки новых касс.
- Кассовые аппараты, которые уже зарегистрированы и работают до принятия поправок в закон, можно будет использовать еще три года, после чего нужно будет приобрести инновационную ККТ.
Итого, если закон будет принят в редакции, предложенной Минфином, обязанность приобрести кассовые аппараты нового образца появится у всех работающих на ЕНВД и ПСН. Далее, все розничные продавцы на всех режимах будут обязаны заключить договоры с операторами фискальных данных и оплачивать их услуги. Сейчас в эксплуатации находятся 1,2 млн кассовых аппаратов. Необходимость оборудовать их фискальными регистраторами по средней цене от 20 тысяч рублей потребует от владельцев ККТ в масштабах страны дополнительных расходов на сумму более 20 млрд рублей. То есть, мы снова видим рост финансовых издержек малого бизнеса и изменение законодательства, регулирующего его деятельность.
К эксперименту Минфина критично настроено Министерство экономического развития. В 2013 году Минэкономразвития уже давало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия законопроекта. Такое же отрицательное заключение выдано и в этом году.
Между тем, предполагаемая дата вступления в силу изменений в закон «О ККТ» все ближе – 1 января 2016 года. Будем надеяться, что депутаты отложат все эти радикальные меры на семилетний срок, предлагаемый Минэкономразвития.
Ознакомиться с проектом об изменении закона «О ККТ»
Ознакомиться с отрицательным заключением Минэкономразвития о проекте
Подробнее: Онлайн-кассы в 2023 году - кому нужны, а кому нет