Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл исследование о том, как за последние 30 лет изменилось отношение россиян к открытию и ведению собственного бизнеса.
Результаты оказались интересными: с одной стороны, снизилось количество тех, кого эта идея в принципе интересует, но с другой – конкретные действия по созданию своего дела предпринимаются чаще.
Полученные в исследовании данные можно свести в такую таблицу.
Критерии/год опроса | 1992 | 2016 | 2022 |
---|---|---|---|
Хотят открыть свой бизнес | 31% | 34% | 23% |
Не хотят заниматься бизнесом | 47% | 60% | 65% |
Предпринимают реальные действия * | 5% | 17% | 15% |
*Из тех, кто хочет открыть бизнес
Конечно, на падении интереса к ведению своего дела сказались последние годы глобального экономического кризиса. Тем не менее, в 2022 году собственный бизнес есть у каждого десятого россиянина против 3% в 1992 году.
Это подтверждают и официальные данные. Так, по состоянию на 10.11.2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства включены 5 908 615 организаций и ИП. Кроме того, на 31.10.2022 года 5 721 502 человек зарегистрированы в качестве самозанятых (физлиц, не являющихся ИП).
Изменился рейтинг причин, мешающих начать своё дело. Если в 1992 году главным препятствием называлось отсутствие стартового капитала, то теперь это состояние здоровья и возраст. А вот для молодых респондентов (18-24 года) основным тормозом стало отсутствие интереса к предпринимательству.
Что касается главного фактора успеха в бизнесе, то им россияне считают не деньги или знания, а личные качества предпринимателя — настойчивость и предприимчивость. Интересно, что сложности организации и ведения своего дела больше останавливают мужчин, чем женщин (23% против 16%).
Если говорить о привлекательных видах деятельности, то в лидерах рейтинга оказались розничная торговля, автомобильный бизнес и производство. Сферу IT выбрали только 3%. Скорее всего, это связано с тем, что специалисты информационных технологий востребованы и без регистрации собственного дела.