Идея создания своего дела очень популярна сейчас в России. Открыть собственный бизнес мечтает каждый второй наёмный работник. Очень многие из них уже подрабатывают в свободное время, не регистрируясь в налоговой инспекции. Зачем открывать ИП и сможет ли регистрация бизнеса помочь в его развитии?
Что такое ИП
На вопрос: «Что даёт статус индивидуального предпринимателя?» - есть, как минимум, пять ответов. Но сначала расскажем о том, что такое ИП.
Хотя эта аббревиатура хорошо известна, но не все правильно её расшифровывают. ИП – это индивидуальный предприниматель, а не индивидуальное предприятие. Это значит, что конкретный человек получает право вести предпринимательскую деятельность для получения прибыли.
Отказаться от этого права можно в любой момент, а позже, при желании, снова зарегистрироваться в налоговой инспекции. То есть, ИП – это самая простая форма ведения бизнеса, но при этом у неё есть немало плюсов.
Топ-5 причин открыть ИП
Итак, что вы получаете после того, как пройдёте регистрацию в ИФНС и вам выдадут документ, подтверждающий статус индивидуального предпринимателя?
1. Право вести самостоятельный бизнес и получать прибыль от него. Самый большой плюс ИП – это получение легального статуса бизнесмена. Теперь вы можете не опасаться привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. А ведь ответственность за нелегальный бизнес может быть не только административной и налоговой, но и уголовной, с реальной судимостью.
Доходы от зарегистрированного бизнеса не придётся скрывать и переживать, что банк, куда поступают платежи, заблокирует вашу карту. Кредитные учреждения обязаны отслеживать регулярные поступления на счета физических лиц и контролировать, нет ли здесь признаков отмывания денег. Если не хотите неприятных разговоров с финансовой разведкой банка, легализуйте свою деятельность в налоговой инспекции.
2. Возможность на равных работать с коммерческими субъектами. Без статуса ИП вы можете, разве что, выполнять услуги по типу фрилансера, сделать что-то своими руками или продавать продукцию своего приусадебного участка. А если вы захотите сотрудничать с организацией или индивидуальным предпринимателем, то будьте готовы к отказу. Почему?
Причина в том, что если коммерческий субъект заказывает услуги или работы у обычного физического лица (не ИП), то обязан заплатить за него страховые взносы. Кроме того, с исполнителя заказчик должен удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.
По сути, долгосрочный договор с исполнителем-обычным физлицом во много похож на трудовой. А в КоАП РФ есть специальная санкция за попытку подменить реальные трудовые отношения гражданско-правовыми, поэтому налоговики тщательно проверяют такие сделки. Это ещё одна причина, по которой коммерческие субъекты отказываются от заказа услуг или работ у незарегистрированного предпринимателя. Дорого и рискованно.
Совсем другое дело, если вы будете предлагать сотрудничество, будучи в статусе ИП. Налоги и взносы каждый партнер рассчитывает и платит самостоятельно, за свой счёт и под свою ответственность. Кроме того, в договор с ИП и ООО можно включать дополнительные санкции за несоблюдение условий, которые невозможны в отношениях с физлицами. То есть, здесь всё по-взрослому и на равных.
3. Право выбирать налоговые режимы с низкими ставками. Мы уже отметили, что обычное физическое лицо (работник по трудовому договору или исполнитель по гражданско-правовому договору) платит НДФЛ по ставке 13%, а при доходе свыше 5 млн рублей - 15%.
А для малого бизнеса государство предлагает выбор специальных льготных режимов. Самый известный из них – упрощённая система налогообложения в варианте «Доходы». Налоговая ставка здесь всего 6%, а не 13%. И даже страховые взносы, которые платит предприниматель, далеко не всегда увеличивают общую налоговую нагрузку, потому что уменьшают рассчитанный налог.
Например, индивидуальный предприниматель, который выбрал режим УСН Доходы и заработал за год 1 миллион рублей, получит «чистыми», после уплаты налогов и взносов, 940 000 рублей. А обычное физлицо после уплаты НДФЛ по ставке 13% получит меньше.
Кроме того, в 2024 году продолжает действовать программа налоговых каникул, в рамках которых на режимах УСН и ПСН впервые зарегистрированный предприниматель вправе до двух лет работать по нулевой ставке, т.е. вообще не платить налог. Hо для этого надо вести бизнес в сфере производства, науки или социальных услуг.
4. Начисление страхового стажа для получения пенсии. Каждый предприниматель платит страховые взносы на своё медицинское и пенсионное страхование. Медицинской страховкой ИП пользуется сразу после регистрации, а пенсионные взносы поступают на его счёт застрахованного лица.
Причём, по сравнению с тарифами взносов, которые работодатель платит за своих работников, ИП отчисляет за себя довольно скромные суммы. Например, в 2024 году на медицинское и пенсионное страхование надо перечислить 49 500 рублей плюс 1% от суммы свыше 300 000 рублей годового дохода.
И хотя пенсия предпринимателя, скорее всего, будет небольшой, но каждый год уплаты взносов обеспечивает ему один страховой год. А учитывая, что пенсионное законодательство в России постоянно меняется, лучше иметь хоть какое-то подтверждение стажа. В любом случае, пенсия ИП будет выше социальных выплат для незастрахованных граждан.
5. Предоставление покупателям и клиентам права на защиту потребительских прав. Российский рынок товаров и услуг уже достаточно насыщен, поэтому потребители заинтересованы не только в низких ценах, но и в защите своих прав. Если продавец или исполнитель не имеет статуса ИП, то его обязательства основаны только на честном слове.
Обычные физлица не могут выдать кассовый чек или гарантийный талон, их не заставишь обменять бракованный товар или переделать некачественную работу. Закон «О защите прав потребителей» на них не распространяется, поэтому что-то требовать здесь бесполезно. Естественно, что в таком случае потребители сами выбирают обращаться только к зарегистрированным бизнесменам.
Так что, если вы заинтересованы в росте своего дела, сомневаться в том, нужно ли ИП, не стоит. Если же масштаб индивидуального предпринимателя вас не устраивает, регистрируйте ООО или АО.
Кто может стать предпринимателем
Российское законодательство лояльно относится к желающим заняться бизнесом, поэтому зарегистрировать ИП может практически каждый человек. Достаточно быть дееспособным и проживать на территории России.
При этом даже необязательно быть гражданином РФ. На территории нашей страны ИП успешно регистрируют иностранные граждане и лица без гражданства. Но им надо учитывать, что срок, на который они получают право вести бизнес, не может превышать периода проживания в России. Если срок РВП или ПМЖ подходит к концу, то надо или получать российское гражданство, или прекращать свою деятельность.
Стать предпринимателем может наёмный работник, поэтому многие совмещают работу по найму и своё дело, если оно поначалу не приносит большого дохода. Пенсионеры, мамы в декрете, инвалиды тоже вправе заняться бизнесом, правда, никаких специальных льгот для них не предусмотрено.
Запрет на личную предпринимательскую деятельность установлен только для служащих – чиновников разного рода и военных. Это и понятно, ведь интересы своего дела и госслужбы не должны пересекаться.
Как зарегистрировать ИП
Итак, в вопросе: «Нужно ли ИП для ведения бизнеса?» - мы уже разобрались. Теперь о том, как его создать, а точнее – зарегистрировать в налоговой инспекции. Это очень просто – минимум документов, небольшая пошлина и три рабочих дня для рассмотрения вашего заявления.
Шаг 1. Выберите налоговую инспекцию, куда будете обращаться. Эта ИФНС должна находиться на территории населённого пункта, где вы прописаны и будете стоять на учёте. Правда, во многих регионах регистрирующие функции выполняет всего одна инспекция на область или мегаполис. В этом случае можно обратиться в ближайший МФЦ и узнать, оказывают ли они услуги по приему документов на регистрацию бизнеса.
Шаг 2. Заполните заявление по форме Р21001 и возьмите с собой паспорт. Остается только заплатить госпошлину в размере 800 рублей, а если документы будут поданы в электронном виде или через МФЦ, то пошлина не взимается.
Шаг 3. Подайте документы в регистрирующую ИФНС. Лучше это сделать лично, тогда не придётся платить за услуги нотариуса.
Шаг 4. Через три рабочих дня вы должны получить на свою электронную почту документы, подтверждающие регистрацию ИП - лист записи ЕГРИП и свидетельство ИНН, если у вас его не было.
Готово! Вы зарегистрировали бизнес, то есть прошли путь уже четырёх миллионов ИП, работающих сегодня в России. Успехов и новых горизонтов!
Бесплатная консультация по регистрации бизнеса
Если у вас остались вопросы по регистрации, заполните форму. Вам перезвонят специалисты и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.