Даже прибыльный бизнес может столкнуться с банальной нехваткой денег на расходы. Что такое кассовый разрыв, почему он случился, как его ликвидировать и не допустить в будущем? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей публикации.
Проблема: недостаточно денег
Кассовым разрывом называют ситуацию, когда у бизнеса не хватает средств на платежи по своим текущим обязательствам. Суть в том, что в кассе компании – в широком смысле этого понятия – нет денег. Причём именно в тот период, когда нужно кому-то заплатить.
В данном случае отсутствие денег – это явление временное, оно имеет технический характер. Получается такая ситуация: прибыль есть, а денег нет. Дело в том, что именно сейчас все они находятся в обороте.
Чаще всего при кассовом разрыве компания остается прибыльной: её доходы больше расходов, но выручка именно сегодня не лежит на расчётном счёте. Однако бывает по-другому: когда расходы бизнеса больше его доходов, возникает дефицит бюджета компании. То есть причина нехватки денег в том, что бизнес ведётся в убыток.
Сумму кассового разрыва можно посчитать. Для этого применяется такая формула (где ДС – денежные средства):
ДС на начало периода + Поступления — Расходы — ДС на конец периода
Под периодом понимается временной промежуток, за который нужно рассчитать сумму возможной нехватки денег (день, неделя, месяц).
Важно: кассовый разрыв возникает только в случае, если в этой формуле получается отрицательный результат.
✐ Пример ▼
Поясним, что такое кассовый разрыв, на примере ООО «Альфа». На 1 апреля на счетах компании лежала сумма 125 000 рублей. 15 апреля была отпущена продукция постоянному покупателю с отсрочкой по оплате до конца месяца. Тогда же была получена предоплата от нового крупного покупателя – 2 000 000 рублей. На эти деньги купили оборудование, чтобы в дальнейшем расширить деятельность. До 17 апреля компания ожидает оплату еще от двух покупателей – от каждого по 1 000 000 рублей.
При этом в ближайшее время ООО «Альфа» предстоят такие расходы:
- 20 апреля – выплата зарплаты работникам в сумме 1 100 000 рублей;
- 25 апреля – платёж за аренду помещения в сумме 40 000 рублей;
- до 28 апреля – пополнение ЕНС на сумму 625 000 рублей на уплату налогов и взносов.
Однако 17 апреля заплатил лишь один из покупателей. В итоге на счёте ООО «Альфа» есть всего 1 125 000 рублей. Очевидно, что компании грозит временный кассовый разрыв. Если 30 апреля новый крупный покупатель переведёт 2 000 000 рублей, нехватка денег будет покрыта. Но проблема в том, что платить зарплату, аренду и налоги нужно раньше.
Внесём все данные в таблицу, чтобы увидеть кассовый разрыв.
Таблица 1. Доходы и расходы компании за 1-26 апреля, в рублях
Дата | Операция | (+) | (-) |
---|---|---|---|
Остаток ДС на 1 апреля | 125 000 | ||
15 апреля | Отпуск продукции, отсрочка оплаты до 30 апреля | 0 | |
15 апреля | Поступила предоплата | 2 000 000 | |
16 апреля | Оплачено оборудование | 2 000 000 | |
17 апреля | Поступила выручка | 1 000 000 | |
20 апреля | Выплата зарплаты | 1 100 000 | |
25 апреля | Перечисление арендной платы | 40 000 | |
Остаток на 25 апреля | 15 000 | ||
26 апреля | Перечисление ЕНП на ЕНС | 625 000 | |
Остаток на 26 апреля | 640 000 |
В таблице выделены платежи от 25 апреля и позже, которые компания уже не сможет сделать, поскольку ей не хватит денег.
Как можно посчитать кассовый разрыв на 25 апреля? Складываем все суммы по графе (+) и вычитаем суммы по графе (-): 125 000 + 2 000 000 + 1 000 000 — 2 000 000 — 1 100 000 — 40 000 = - 15 000 рублей. Получаем временный кассовый разрыв на 15 000 рублей.
Обычно ООО «Альфа» перечисляет налоги на ЕНС 26-го числа, но 26 апреля сделать этого она не сможет. Кассовый разрыв увеличится ещё на 625 000 и составит 640 000 рублей. Требуется срочно что-то предпринять, чтобы его избежать.
Какие варианты применяет бизнес
В начале 2023 года сервис «ПланФакт» и «Модульбанк» рассказали о результатах опроса на тему кассовых разрывов, проведённого среди более 800 представителей МСП. Так вот, в течение 2022 года нехватку денег для расчёта с персоналом и контрагентами хотя бы раз испытали 96% опрошенных. При этом почти все отметили, что кассовые разрывы случались и ранее.
Получается, для малого бизнеса эта ситуация хоть и сложная, но весьма распространённая. Преодолевают ее компании по-разному:
- собственник бизнеса вкладывает личные средства в 56% случаев;
- займы, кредиты или овердрафт – 36%;
- сбор дебиторской задолженности – 22%;
- сокращение расходов – 20%;
- обращение к кредиторам за отсрочкой – 17%;
- обращение за предоплатой к поставщикам – 10%;
- реализация своих товаров и услуги со скидкой – 8%.
Кто виноват и что делать
Приведённые выше результаты опроса показали, что большая часть компаний малого бизнеса периодически оказывается в ситуации нехватки денег. Однако кассовый разрыв гораздо проще не допустить, если понимать, почему он возникает. Причин может быть множество, но мы рассмотрим лишь самые очевидные.
Дебиторская задолженность
Один контрагент ООО «Альфа» не исполнил свои обязательства, а другому компания сама дала отсрочку. Из-за этого она не может сделать платежи арендодателю и в бюджет. В этом случае одной из причин кассового разрыва стала дебиторская задолженность, в том числе просроченная.
Как снизить риск:
- Прописывайте в договорах с контрагентами штрафные санкции за несвоевременную оплату. Это должно их мотивировать на перечисление денег в срок.
- Обеспечьте оперативное получение информации о долгах и ведите диалог с должниками. Если переговоры не помогают, направьте им досудебные претензии. Если же и это не возымело действия, придётся обращаться в арбитражный суд.
- Разумно подходите к вопросу о предоставлении отсрочки. Лучше предусмотреть для постоянных покупателей другие преференции.
Неверное планирование
Компания «Альфа» ожидала, что покупатели заплатят в срок, но в апреле этот расчёт не оправдался. Даже если контрагент добросовестный и надёжный, а сотрудничество с ним проверено временем, это не значит, что он всегда будет платить вовремя. Ведь и у него может случиться кассовый разрыв из-за того, что кто-то не исполнил обязательства перед ним. Такие риски нельзя сбрасывать со счетов.
Важно рассчитать, что будет, если компания на какое-то время окажется без притока денег. Так бывает, если бизнес сезонный или исполнение заказа затягивается. Новых покупателей временно нет – деньги не поступают. Но при этом приходится нести определённый объем постоянных расходов.
Как снизить риск:
- Проработайте два варианта развития событий – позитивный и негативный. Рассчитайте бюджет так, чтобы денег хватило на случай, если что-то пойдёт не по плану.
Непродуманное расходование предоплаты
Мы помним, что компания «Альфа» направила на покупку оборудования полученную предоплату. Однако рекомендуется не тратить перечисленные заранее деньги, пока продукция не будет поставлена или заказчику не будут переданы результаты работы. Это должно быть подтверждено актами.
Ловушка, в которую часто попадают новички: они направляют предоплату на расходы, не связанные с выполнением конкретного заказа. Например, на личные нужды или на покупку дорогостоящего оборудования. Но дело в том, что предоплата – это не прибыль и даже ещё не выручка. Сначала нужно выполнить свои обязательства по договору, передать продукцию покупателю и подписать закрывающие сделку документы. А уже потом распоряжаться полученными за это деньгами.
Как снизить риск:
- Помните, что предоплата – это ещё не ваши деньги. Любой договор может быть расторгнут, и как минимум часть денег придётся возвращать.
- Создайте фонд, куда будет включаться предоплата. Расходовать средства из него можно только в крайнем случае. Например, на покрытие в случае кассового разрыва.
Что нужно сделать обязательно
Перечислим базовые рекомендации специалистов на тему того, как избежать кассового разрыва. Они универсальны и помогут существенно снизить риск нехватки денег по любой причине. Вот что нужно делать:
- Вести платёжный календарь. По сути, это табличка, в которую вносятся даты и суммы запланированных платежей и поступлений. Календарь покажет, сколько денег ожидается, а сколько предстоит заплатить в ближайшем месяце и в какие именно дни. Это поможет увидеть предстоящий кассовый разрыв заранее, и у компании будет время на его предотвращение.
- Иметь денежный резерв. Минимальный размер – сумма, которая позволит компании месяц работать без поступлений денег. Но лучше, если запас позволит продержаться квартал.
- Стараться заключать договоры с покупателями на условиях предоплаты. А с поставщиками, наоборот, на условиях оплаты после того, как товар или результат оказания услуг будет получен.
- Организовать грамотную работу с дебиторской задолженностью и не допускать её накопления.
- Периодически составлять отчёты о прибыли, о движении денежных средств и анализировать их. Станет понятно, что приносит деньги, куда они уходят, и ситуация будет под полным контролем.
Но что делать, если кассовый разрыв все же грозит в ближайшее время? Как его ликвидировать? Придется действовать оперативно. Рассмотрим наиболее эффективные механизмы.
Оцениваем предстоящие расходы
Подумайте, какие платежи можно отсрочить, а какие подвинуть никак не выйдет. Например, предприниматели часто стараются договориться с работниками об отсрочке по зарплате, и сотрудники даже идут навстречу. Однако не всё так просто.
Трудовым кодексом установлено, что оплату труда нужно производить не реже раза в две недели. Нарушителя могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27. Организации это грозит штрафом в сумме 30 000-50 000 рублей, её директору – 10 000-20 000 рублей. Для ИП штраф меньше – 1 000-5 000 рублей.
Поэтому задерживать зарплату, даже если работники согласны – вариант не самый безопасный. Хотя бизнес нередко идёт на этот шаг, игнорируя риски или не задумываясь о них. То же самое касается и налоговых обязательств – тянуть с их оплатой также не рекомендуется. Как минимум на сумму просрочки начислят пени. А ещё налоговая инспекция может взыскать деньги за счёт имущества компании.
При этом бывает, что перевести оплату подрядчику можно на пару недель позже срока без ущерба для кармана. Нужно внимательно изучить договор на предмет штрафных санкций.
Добиваемся отсрочек у поставщиков
Если вскоре предстоит заплатить поставщикам или арендодателям, обговорите с ними вопрос предоставления отсрочки или рассрочки. Как вариант, можно попытаться договориться о разумном повышении платы. В любом случае перечислите каждому хотя бы часть суммы – это покажет, что ваша компания старается выполнить свои обязательства.
С налоговыми платежами сложнее. Получить отсрочку по ним можно, но лишь тем, кто попадает под определённые требования. У ФНС есть специальный сервис, который поможет в этом вопросе.
Требуем деньги от должников
Незамедлительно переговорите с каждым из своих покупателей, кто просрочил оплату. А также с теми, кто только должен заплатить – возможно, они пойдут навстречу и сделают это раньше.
Если разговоры не помогают, в дело вступают юристы. Однако на взыскание задолженности в досудебном порядке или через суд требуется время.
Входим в овердрафт
Овердрафт – это форма краткосрочного кредитования. По сути, это возобновляемая кредитная линия с заранее установленным лимитом. Плюс в том, что не нужно собирать документы и тратить время на одобрение кредита.
Деньгами можно пользоваться в течение определённого времени, например, 30 дней. Затем даётся время на погашение. Когда деньги возвращены, можно входить в овердрафт снова.
За предоставление денег посредники берут плату. Это может быть фиксированная сумма в определенный временной период или процент от овердрафта. Дополнительно банки могут предоставлять льготы, например, некоторые не взимают плату, если компания входит в овердрафт для того, чтобы перечислить налоги.
Используем факторинг
Факторинг – договор финансирования под уступку денежного требования. Это сделка, в которой участвует банк или специализированная организация – финансовый агент (фактор). Алгоритм расчётов такой:
- Продавец поставляет Покупателю товар по договору с отсрочкой платежа.
- Банк платит Продавцу вместо Покупателя большую часть суммы, например, 90%. Или всю сумму сразу за вычетом своей комиссии.
- Позже Покупатель рассчитывается с Банком. Если первоначально Продавцу была перечислена не вся сумма, Банк делает доплату.
За свои услуги посредник берет комиссию – процент от суммы договора. Банки и факторинговые компании заявляют разнообразные размеры комиссий, например, 2%, 8,5%, а также 0,79% в день.
Бизнес нередко оказывается под угрозой кассового разрыва. Между тем ситуация эта неприятная, ведь платежеспособность – один из основных признаков устойчивого финансового положения компании. В её интересах предпринять определённые шаги, чтобы не допустить нехватки денег на текущие платежи.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.