Любой бизнес затевается для получения прибыли, и каждый хороший собственник стремится её увеличить. Чтобы этого добиться, нужно понимать, эффективно ли работают вложенные средства. И в такой оценке помогут различные показатели рентабельности.
Понятие рентабельности
ООО «Берёзка» заработала в июле 2024 года 3 млн рублей. Её владелец, бизнесмен Петров, пытается понять, хорошо это или плохо. На первый взгляд ответ очевиден, ведь компания получила прибыль. Но как понять, 3 млн рублей для ООО «Берёзка» — это много или мало? Для этого нужно сопоставить полученную сумму с другими показателями бизнеса — с выручкой, затратами и различными активами.
Так вот, чтобы бизнесмену Петрову оценить свой бизнес, в первую очередь ему следует посчитать рентабельность. Этот термин происходит от немецкого слова rentabel, означающего «доходный» или «прибыльный». Рентабельность — это выраженный в процентах индикатор доходности бизнеса, показывающий его эффективность. Но можно сказать проще: рентабельность показывает, сколько копеек прибыли приносит каждый рубль, который вложен в бизнес.
Единой формулы, по которой можно рассчитать рентабельность предприятия, не существует. Дело в том, что под этим термином подразумевают группу показателей или, как их ещё называют, коэффициентов. Среди них рентабельность: продаж, собственного капитала, активов, продукции, основных средств, инвестиционного капитала, производства, валовая и другие виды рентабельности. Поэтому выражение «посчитать рентабельность» означает, что необходимо определить какие-либо из этих коэффициентов. Какие именно — это зависит от специфики компании и того, что нужно проанализировать.
Рентабельность бизнеса всегда оценивается за определённый период. Чтобы понять, развивается он или нет, коэффициенты рассматриваются в динамике, то есть сравниваются с теми же показателями прошлых лет, кварталов, месяцев. Если рентабельность растёт, значит, компания работает всё более эффективно. И наоборот.
Общая формула рентабельности выглядит так:
Прибыль / Показатель * 100%.
В этой формуле участвуют такие параметры:
- Прибыль. Обычно в числителе используют чистую прибыль. Эта та её часть, которая остаётся в распоряжении компании после уплаты налогов и прочих обязательных платежей. Для оценки отдельных показателей может браться валовая, операционная и другие виды прибыли.
- Показатель. Это параметр, эффективность которого нужно оценить. Например, при расчёте рентабельности продаж таким показателем будет выручка, при расчёте рентабельности продукции — её себестоимость.
- Рентабельность выражается в процентах, поэтому результат деления умножается на 100%.
Основные показатели рентабельности
На практике для небольшой компании достаточно рассчитать лишь некоторые из множества коэффициентов рентабельности.
Продолжим пример с бизнесменом Петровым и его фирмой «Берёзка». В Таблице 1 упрощённо представлены итоги работы этой компании по данным бухгалтерской отчётности за 2023 год. Давайте на этом примере рассмотрим, как рассчитать рентабельность.
Таблица 1. Показатели работы ООО «Берёзка»
Показатель | Значение, в млн рублей |
---|---|
Сфера бизнеса | Оптовая торговля |
Выручка от продаж | 150 |
Себестоимость продаж | 128 |
Валовая прибыль (Выручка – Себестоимость) | 22 |
Коммерческие и управленческие расходы | 1 |
Прибыль от продаж (Валовая прибыль – Коммерческие и управленческие расходы) | 21 |
Чистая прибыль | 16 |
Среднегодовая стоимость активов | 110 |
Собственный капитал | 50 |
Приведённые в таблице показатели, кроме двух последних, организация берёт из отчёта о финансовых результатах. Стоимость активов и собственного капитала есть в Балансе. Индивидуальные предприниматели не обязаны подавать бухгалтерскую отчётность, поэтому таких форм они не составляют. В этом случае нужные показатели следует определить по данным внутреннего учёта, КУДиР, налоговым декларациям.
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль / Выручка от продаж * 100%.
Этот коэффициент показывает, какая доля прибыли содержится в каждом рубле полученной от продаж выручки.
В нашем примере рентабельность продаж будет равна: 16 / 150×100% = 10,6%. Это означает, что в каждом рубле выручки от продажи товаров содержится 10,6 копеек чистой прибыли.
Нормы рентабельности продаж весьма условны и сильно зависят от сферы бизнеса. Но есть общепринятый взгляд, и он таков:
- до 5% – низкий уровень рентабельности, следует поработать над его повышением;
- 5-20% – средний уровень;
- 20-30% – хороший показатель;
- более 30% – очень высокая рентабельность.
Рентабельность продукции
Коэффициент рентабельности продукции показывает, какая доля прибыли содержится в каждом рубле, затраченном на производство и/или продажу товара (услуги, работы).
Общая формула расчёта рентабельности продукции такова:
Прибыль / Себестоимость * 100%
Можно рассчитать разные показатели рентабельности продукции:
- По чистой прибыли и производственной себестоимости – Чистая прибыль / Себестоимость продаж х 100%.
- По чистой прибыли и полной себестоимости – Чистая прибыль / (Себестоимость продаж + Коммерческие и управленческие расходы) х 100%.
- По прибыли от продаж и производственной себестоимости – Прибыль от продаж / Себестоимость продаж х 100%.
- По прибыли от продаж и полной себестоимости – Прибыль от продаж / (Себестоимость продаж + Коммерческие и управленческие расходы) х 100%.
Важно! При планировании выездных проверок ИФНС анализирует в том числе некоторые показатели рентабельности бизнеса, в частности, рентабельность продукции. Это регламентировано приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении № 4 к нему приводятся нормы рентабельности проданной продукции по отраслям за минувшие годы. Риски возникают при отклонении коэффициента от нормативного показателя на 10% и более.
Налоговая инспекция использует для оценки рентабельность, рассчитанную по прибыли от продаж и полной себестоимости (в неё включены коммерческие и управленческие расходы). Это формула 4 из приведённого выше списка. Рассчитаем этот показатель для ООО «Берёзка»: 21 / (128 + 1) х 100% = 16,3%.
Для оптовой торговли, которой занимается компания из нашего примера, нормальный показатель рентабельности продукции по расчёту ФНС равен 10,5%. Бизнесмен Петров может сделать вывод, что его фирма работает гораздо эффективнее, чем среднее предприятие оптовой торговли. В налоговой инспекции вопросов к ООО «Берёзка» по части рентабельности продукции возникнуть не должно.
Рентабельность активов
Что такое активы компании? Это все ресурсы, как собственные, так и заёмные, которые есть в её распоряжении. Это стоимость недвижимости, оборудования, транспорта, товаров, сырья, материалов, товарных знаков и прочих нематериальных активов, наличные деньги, средства на счетах, дебиторская задолженность, а также привлечённые средства.
Рентабельность активов показывает, насколько эффективно компания распоряжается всеми этими ресурсами. Коэффициент рентабельности активов означает долю прибыли в каждом рубле, который «работает», то есть участвует в её генерации.
Ещё раз обращаем внимание на то, что в данном случае совокупно оцениваются собственные и заёмные средства. Например, бизнесмен Петров взял в банке кредит и закупил на него товар. Стоимость этого товара будет учитываться при расчёте рентабельности активов, хотя он приобретён на заёмные деньги.
Рентабельность активов предприятия рассчитывается по формуле:
Прибыль / Стоимость активов * 100%.
На практике в знаменателе обычно используют среднюю за период стоимость активов. Её рассчитывают так: (Стоимость активов на начало периода + Стоимость активов на конец периода) / 2.
Для фирмы «Берёзка» рентабельность активов по чистой прибыли будет равна: 16 / 110×100% = 14,5%. То есть каждый рубль средств в бизнесе, включая заёмные, приносит 14,5 копеек чистой прибыли.
Коэффициент рентабельности активов также применяется ФНС для оценки деятельности компании при назначении выездных проверок. Его нормальные показатели по каждой отрасли за прошедший год можно найти в том же приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@, о котором мы упоминали выше.
Судя по описанию, которое приводится в приложении, ФНС использует для расчёта рентабельности активов показатель валовой прибыли, а не чистой. Рассчитаем рентабельность активов для нашего ООО по валовой прибыли: 22 / 110×100% = 20%.
Если сравнить полученное значение с нормой, которую рассчитала ФНС для оптовой торговли (13,7%), то можно сделать вывод, что фирма «Берёзка» более эффективно использует свои активы, чем средняя компания из той же сферы.
Кстати, по тем же формулам можно рассчитывать рентабельность в отдельности для разного вида активов. Для этого в знаменатель подставляется стоимость активов того вида, который нужно оценить, например, оборотных или основных средств.
Рентабельность собственного капитала
Ещё одним коэффициентом, который показывает эффективность вложений в бизнес, является рентабельность собственного капитала. Она определяется так:
Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%.
Результат показывает, сколько копеек прибыли приносит каждый рубль собственных средств бизнесмена, которые он вложил в компанию.
В отличие от рентабельности активов, рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования только тех ресурсов, которыми бизнес владеет. Собственный капитал компании — это денежное выражение разницы между её активами и обязательствами.
Вспомним, что бизнесмен Петров закупил товар для перепродажи на деньги, полученные в кредит. Стоимость этого товара — часть активов компании. А кредитные средства, на которые он приобретён, входят в состав её обязательств. Поскольку Капитал = Активы — Обязательства, то товар, кредит за который не погашен, собственным капиталом не является. Его стоимость при расчёте рентабельности собственного капитала не учитывается.
Рассчитаем рентабельность собственного капитала для ООО «Берёзка»: 16 / 50×100% = 32%. Это значит, что каждый рубль, который бизнесмен Петров вложил в своё предприятие, принёс ему 32 копейки.
Много это или мало? Давайте сопоставим показатели рентабельности собственного капитала и доходности банковского вклада. Так мы определим, сколько мог бы заработать Петров, если бы вместо бизнеса положил деньги в банк. Например, больше половины 2023 года ключевая ставка Банка России не превышала 9%, к концу года повысилась до 16%. То есть Петров едва бы смог разместить свои средства под более высокий процент. Выходит, он сделал верно, вложив деньги в бизнес, потому что такое его решение принесло гораздо больше прибыли. Ведь рентабельность собственного капитала, вложенного в «Берёзку» (32%), значительно выше процента по вкладу.
Можно сравнить рентабельность собственного капитала и с определёнными нормами. Для стран с развитой экономикой и низкой инфляцией нормальным значением этого коэффициента считается 10-12%. Для стран с более высокой инфляцией, к которым относится Россия, нормальным показателем рентабельности собственного капитала считается 20%. Получается, бизнесмен Петров весьма эффективно использует свои деньги.
Заключение
Рентабельность – это целая группа показателей. Чтобы оценить рентабельность бизнеса, нужно рассчитать различные коэффициенты, отследить их изменение, сопоставить свои данные с показателями конкурентов, а также с нормальными и средними по отрасли значениями. Если рентабельность низкая или показывает отрицательную динамику, стоит задуматься о том, как повысить отдачу от бизнеса.
Кроме того, отдельные показатели рентабельности отслеживаются налоговой службой. Слишком низкая или слишком высокая эффективность работы может стать для налоговиков маркером того, что к бизнесу нужно присмотреться более внимательно.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.