Регистрация права на товарный знак – это сложный и длительный процесс. Но разработка индивидуального обозначения, подготовка документов, расходы на пошлины могут оказаться напрасными, если не проведена предварительная проверка товарного знака.
Роспатент откажет в регистрации, если поданная заявка полностью совпадает с уже известным знаком или схожа с ним до степени смешения. Чтобы проверить товарный знак на уникальность, надо обращаться к специальным базам данным.
Есть сомнения в правильности бухучета? Экспресс-аудит от 1С бесплатно за 3-4 часа.
Что проверяет Роспатент
Ещё до регистрации товарного знака необходимо разобраться в том, на что обращает внимание Роспатент при рассмотрении заявки. Заявленные обозначения проверяются на тождество, то есть полное совпадение, и сходство до степени смешения.
И если с первым понятием всё ясно (нельзя зарегистрировать точно такой же товарный знак), то со вторым возникают сложности. По большому счёту, этими вопросами занимаются узкие специалисты в области интеллектуального права, в частности, патентные поверенные.
В то же время, существуют рекомендации Роспатента по подготовке и проверке торговой марки, поэтому весь процесс регистрации можно пройти самостоятельно, хотя это и непросто. В приказе ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 опубликовано подробное руководство по всей процедуре.
Но если говорить только о критериях для оценки уникальности торгового знака, то есть и более простой документ «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство». И хотя в данный момент приказ, которым были утверждены рекомендации, отменён, но из него можно получить представление о понятиях тождества и сходства применительно к торговым знакам.
Итак, сравниваемые обозначения признаются тождественными, если они полностью совпадают. А вот как описывается критерий сходства: «Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия».
В качестве примеров приводятся такие варианты:
- тождество звучания обозначений: DIXIE – DIXI, DIXY, ДИКСИ;
- тождество звучания начальных частей обозначений и сходство звучания конечных частей GEMO – ГЕМА;
- тождество звучания начальных и конечных частей обозначений и сходство звучания средних частей ДУАЛИН – ДУАЙЛЛИН;
- фонетическое вхождение одного обозначения в другое ДЕТОКС – ФИТОДЕТОКС.
В данном случае речь идёт только о фонетическом сходстве, то есть о том, как воспринимается торговый знак или бренд на слух. Но кроме фонетического, есть ещё графическое и смысловое (семантическое) сходство.
Графическое сходство определяется на основании общего зрительного впечатления, вида шрифта, цвета и других признаков. Смысловое – по подобию заложенных понятий и идей, совпадению одного из элементов обозначений и даже по противоположности понятий.
Например, понятно, что схожи «МУЗЫКА СНА» и «МЕЛОДИЯ СНА», но считается, что сходство существует и в таких противоположных вариантах, как «МОЙ МАЛЫШ» и «ВАШ МАЛЫШ».
Как видно, в определении сходства до степени смешения есть очень много субъективного восприятия. В руководстве об этом так и сказано: «Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений».
Где можно проверить товарный знак
Для проверки уникальности товарного знака, который вы хотите зарегистрировать, можно воспользоваться как государственными, так и неофициальными ресурсами.
Зарегистрированные ТЗ и поданные на них заявки находятся в публичном доступе. Два раза в месяц ФИПС размещает на своем сайте официальные бюллетени. Однако поиск по ним осуществлять неудобно, ведь каждый из них включает в себя только последние зарегистрированные знаки.
Существуют специальные открытые реестры, но поиск там возможен только на основании уже известного регистрационного номера товарного знака. ФИПС также предоставляет услуги по платному поиску. Но судя по инструкции, которую можно найти на той же странице, воспользоваться им непросто.
Коммерческие базы могут оказаться удобнее, чем поиск через ФИПС, но надо знать, кому они принадлежат. Если это специализированная компания по регистрации интеллектуальной собственности, то поиск может войти в общую стоимость услуги, а не предоставляться отдельно.
И самое главное – надо правильно растолковать результаты поиска, которые, как следует из рекомендаций Роспатента, основываются на общем впечатлении. Поэтому сложно ответить на вопрос, как проверить уникальность товарного знака. Базы поиска в этом могут помочь, но за толкованием результата всё же стоит обратиться к специалисту в этой сфере.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.