Товарный знак – это обозначение, которое должно создавать у покупателя устойчивую ассоциацию с конкретным товаром. Установить такую связь непросто, ведь часто одного рисунка или слова для этого недостаточно. Неслучайно Гражданский кодекс позволяет регистрировать разные виды товарных знаков. Какие именно, расскажем подробнее.
Классификация товарных знаков в России
Статья 1482 ГК РФ определяет следующие виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения или их комбинации.
Из этого определения следует, что типы ТЗ могут быть практически любыми. Главное, чтобы с помощью конкретного обозначения можно было индивидуализировать товар или услугу. Кроме того, знак должен быть таким, чтобы при подаче заявки на регистрацию его описание было понятным и определённым.
Есть сомнения в правильности бухучета? Экспресс-аудит от 1С бесплатно за 3-4 часа.
Действующая сейчас форма заявки предлагает такую классификацию товарных знаков:
- словесный;
- изобразительный;
- световой;
- изменяющийся;
- позиционный;
- объёмный;
- голографический;
- звуковой;
- обонятельный;
- комбинированный;
- состоящий исключительно из одного или нескольких цветов.
Безусловно, каждый может привести примеры из жизни для разных видов ТЗ. Например, компания NIKE использует комбинированный товарный знак, а NOKIA – словесный.
Читайте также:
- Свидетельство о регистрации товарного знака
- Как проверить торговый знак перед регистрацией в Роспатенте
- Как внести сведения о товарном знаке в ТРОИС
Описания разных видов товарных знаков
Правила составления, подачи и рассмотрения документов, поданных на регистрацию ТЗ, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482. Среди прочего, эти правила содержат требования к описанию разных видов обозначений.
- Словесный товарный знак обозначается словами, сочетанием букв, словосочетаниями, предложениями. Если обозначение не имеет смыслового значения, то надо указать способ его образования (аббревиатура, начальные слоги нескольких слов, вымышленное слово и др.). Словесное обозначение, составленное на иностранном языке или языке народов РФ, должно дополнительно иметь транслитерацию буквами русского алфавита и перевод (при наличии смыслового значения).
- Изобразительный товарный знак – это плоское изображение живых существ, предметов, природных объектов, линий, пятен, фигур и их композиций. При подаче заявки изображение должно быть качественно выполнено на плотной и прочной бумаге форматом 8 * 8 см. Если это этикетка, то прилагается её образец. Цветные изображения выполняются в выбранной цветовой гамме.
- Объёмный товарный знак представляет собой трёхмерный объект, фигуры, комбинации линий и фигур в пространстве. Это может быть форма товара или его части, упаковка товара, или объект, не имеющий отношения к товару. К заявке прилагается не только общий вид объёмного знака, но и его проекции.
- Звуковой знак регистрируется как нотная запись мелодии или диаграмма частот. На цифровом носителе представляется фонограмма с образцом звука длительностью не более музыкальной фразы (или 10 тактов), а если его источником являются живые существа или предметы, то не более 30 секунд.
- Позиционное обозначение показывает расположение на товаре, для которого регистрируется товарный знак, при этом сам товар представляется схематично, а знак – в виде изображения.
- Световой или изменяющийся знак представляется в виде видеозаписи, где он воспроизводится. Это также может быть несколько покадровых изображений, которые показывают последовательность воспроизведения и изменения образа.
- Голографический знак должен отчетливо показывать не менее трёх изображений с разных направлений (обязательно перпендикулярно, под углом выше и ниже перпендикулярного направления).
- Обонятельный или вкусовой знак регистрируется очень редко, тем не менее, такая возможность тоже есть. Для этого заявитель должен представить не только словесное описание запаха или вкуса, но и их точные характеристики: состав композиции вещества, формулу химического соединения, источник запаха или вкуса и другие сведения.
Советуем заявителям ознакомиться также с руководством Роспатента, где подробно и с примерами описываются разные виды товарных знаков при их подаче на регистрацию.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.