Многие производители товаров и услуг для продвижения на рынке используют свой логотип. Это уникальное графическое изображение, которое создаёт у потребителей устойчивую связь с самой компанией. Однако несмотря на активное использование понятия «логотип» в деловой практике, определить его юридическое значение непросто. И не всегда понятно, когда нужна регистрация логотипа, а когда можно без неё обойтись.
Что такое логотип с точки зрения права
Если говорить о способах индивидуализации коммерческого предприятия (организации или ИП), то закон чётко выделяет такие понятия.
- Фирменное наименование, то есть официальное название организации, внесённое в государственный реестр ЕГРЮЛ (статья 1473 ГК РФ). Под своим наименованием юридическое лицо фигурирует везде – не только на рынке, но и в гражданских, налоговых, административных, уголовных правоотношениях. Официальное название компании выражается лишь буквами, графические изображения здесь не используются. До 25 ноября 2020 года фирменное наименование вносилось в реестр только на русском языке, но сейчас можно дополнительно указать англоязычное написание.
- Коммерческое обозначение, которое не является фирменным наименованием и не вносится в ЕГРЮЛ, применяется для индивидуализации одного или нескольких предприятий (статья 1538 ГК РФ).
- Товарный знак или знак обслуживания, который регистрируется для индивидуализации товаров или услуг (статья 1477 ГК РФ).
Логотип прямо не относится ни к одному из этих понятий, хотя может быть частью коммерческого обозначения или товарного знака (знака обслуживания). Но при этом логотип организации или ИП является результатом интеллектуальной деятельности, который защищается законом.
Вот такую формулировку можно найти в Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123: «Это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращённого наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам».
А вот как определяется логотип МФЦ в Приказе Минэкономразвития России от 29.09.2016 N 612: «Специальное шрифтовое начертание названия многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы».
Интересно, что когда сеть центров только создавалась, Минэкономразвития сообщало о том, что у МФЦ появится собственная эмблема, выполненная в коричневом, красном и бежевом цветах. В итоге министерство зарегистрировало и начертание, и название центров «Мои документы» в качестве товарного знака, хорошо всем известного.
Есть сомнения в правильности бухучета? Экспресс-аудит от 1С бесплатно за 3-4 часа.
Надо ли регистрировать логотип
Защита логотипа, как результата интеллектуальной деятельности, подразумевается в любом случае. Это предусмотрено статьей 1229 ГК РФ. В данном случае у правообладателя возникает исключительное право на средство индивидуализации. Поэтому он может распоряжаться логотипом по своему усмотрению, в том числе, разрешать или запрещать его использование другим лицам.
Надо ли регистрировать логотип официально? Это зависит от того, является ли он составной частью товарного знака или нет.
Если нет никакой связи между графическим обозначением и товарами (услугами), то регистрация логотипа как товарного знака невозможна. Ведь при регистрации ТЗ надо обязательно указать классы по МКТУ, на которые будет распространяться его действие.
Однако логотип не всегда обозначает товар или услугу, очень часто этот символ связан с самим предприятием, то есть является, по факту, коммерческим обозначением. Поэтому и регистрировать его в таком случае не нужно. Но если логотип включён в товарный знак (знак обслуживания) или сам по себе заявляется в качестве графического товарного знака, то его регистрация обязательна.
О том, как зарегистрировать логотип в форме товарного знака, можно подробно узнать в этой статье. Здесь же кратко перечислим основные этапы этой процедуры.
- Разработайте или закажите графическое обозначение, которое вы будете регистрировать как товарный знак.
- Проверьте изображение на уникальность, для этого лучше обратиться к патентному поверенному.
- Подайте документы на регистрацию в Роспатент. Решите, на какие товары или услуги будет распространяться действие логотипа. При подаче заявки необходимо заплатить госпошлину. Это 3 500 рублей за регистрацию заявления и его формальную экспертизу плюс по 1 000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти. А также 11 500 рублей за проведение экспертизы обозначения плюс 2 500 рублей за каждый класс МКТУ, если их больше одного.
- Дождитесь результатов обеих экспертиз, в общей сложности это займёт более одного года.
- Получите свидетельство на товарный знак и заплатите госпошлину за внесение ТЗ в реестр – от 18 000 рублей.
- Проверьте факт публикации о регистрации вашего логотипа в бюллетене Роспатента.
Таким образом, регистрация логотипа, как товарного знака, будет стоить не менее 33 000 рублей. Если же необходимы услуги по разработке изображения и сопровождение патентным поверенным, стоимость будет значительно выше.
Правовая защита логотипа
В зависимости от того, был логотип зарегистрирован, как товарный знак, или нет, при его защите вступают в силу разные правовые нормы.
Логотип не зарегистрирован в виде товарного знака
В этом случае логотип является результатом интеллектуальной деятельности, который передаётся правообладателю от исполнителя по договору авторского заказа или в качестве служебного произведения.
При нарушении исключительного права (использование чужого логотипа без согласия) наступает ответственность по статье 1301 ГК РФ:
- штраф от 10 000 до 5 000 000 рублей, конкретный размер определяется судом, исходя из характера нарушения;
- двукратная стоимость контрафактных экземпляров;
- двукратная стоимость права использования произведения.
Логотип прошёл регистрацию в качестве товарного знака
Если логотип прошёл регистрацию, как товарный знак, то к нарушителю применяются нормы статьи 1515 ГК РФ:
- штраф от 10 000 до 5 000 000 рублей, конкретный размер определяется судом, исходя из характера нарушения;
- двукратная стоимость товаров, на которых размещён чужой товарный знак;
- двукратная стоимость права использования чужого товарного знака.
Как видно, размер и суть санкций практически идентичны, хотя в первом случае речь идёт о незарегистрированном логотипе, а во втором – о прошедшем регистрацию в качестве ТЗ. Однако доказать вину нарушителя проще во втором случае.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.