Для продажи некоторых товаров на маркетплейсах нужно подтвердить их качество и безопасность для здоровья людей. Для этого предусмотрена процедура сертификации. Отдельные категории, например, детские товары или косметика, подлежат ей обязательно. На всё прочее сертификаты можно получить добровольно – это увеличит доверие покупателей. Расскажем, какие подтверждающие качество документы бывают и как их получить.
Формы сертификации и типы документов
Сертификация товаров – это процедура, подтверждающая, что они соответствуют стандартам, являются надёжными и безопасными. Например, бытовая техника не должна загореться или поразить пользователя током во время использования. А строительные материалы должны соответствовать стандартам прочности и экологической безопасности, чтобы не нанести вреда здоровью людей.
Для этого товар проходит испытание в аккредитованной лаборатории. И если всё в порядке, в итоге оформляется документ, который подтверждает, что товар соответствует всем установленным требованиям, и продавать его можно.
Процедура подтверждения безопасности бывает двух видов:
- Обязательная. Это сертификация товаров (или декларирование), обязательные требования к которым установлены в нормативных документах. Без этого продавать их нельзя.
- Добровольная. Проводится по желанию, чтобы подтвердить высокое качество продукции и привлечь покупателей.
Если обязательной сертификации товар не подлежит, а добровольно производитель или поставщик решил её не делать, для маркетплейсов оформляют отказное / информационное письмо. Это официальный ответ Роспотребнадзора или аккредитованного органа по сертификации о том, что данная продукция не обязана её проходить. Как получить такой документ, расскажем в конце статьи.
Декларирование – это упрощённая процедура, предназначенная для товаров, которые хоть и влияют на человека, но не могут нанести ему прямой вред. Для их продажи оформляется декларация соответствия требованиям.
Обязательную сертификацию должен пройти производитель. Но многие селлеры ввозят товары из Китая, а там наше законодательство не действует. Поэтому может выйти так, что получать сертификаты придётся самостоятельно.
Декларация делается, как правило, быстрее, стоит дешевле, но и ответственность за безопасность товара нести придётся самому. Для сравнения, в случае с сертификатом ответственность делится между тем, кто запросил проверку, и органом по сертификации. Но права выбора у бизнеса нет – на одни группы товаров нужно делать сертификаты, а на другие достаточно декларации.
Важно! На некоторую продукцию, например, предметы личной гигиены и бытовую химию, нужно оформлять свидетельство о государственной регистрации (СРГ). В России его выдаёт Роспотребнадзор. СРГ подтверждает соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Категории товаров, на которые оно необходимо, есть в решении Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
Бывает, что одна группа товаров попадает под разные требования, и на неё нужно оформлять несколько документов. Например, обои по своим физическим качествам должны быть устойчивы к разрывам, прочны, не иметь в составе опасных химических соединений, не выгорать на солнце. Всё это подтверждается декларацией соответствия ГОСТ 6810-2002. Кроме того, на виниловые, флизелиновые и некоторые другие виды обоев оформляется отдельная декларация соответствия требованиям пожарной безопасности.
Подберём оптимальную систему налогообложения
Уровни регламентов
Дело осложняется ещё и тем, что система нормативных требований двухуровневая. В РФ разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к товарам регулируется законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ. К нему Правительство выпустило постановление от 23.12.2021 № 2425 с перечнем продукции, которая подлежит обязательной сертификации или декларированию.
Кроме того, Россия образует Таможенный союз с Республикой Беларусь, Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном. На его территории действуют общие технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС). Перечень этих регламентов приводится в решении Коллегия Евразийской Экономической Комиссии от 2 апреля 2019 года № 52. Ещё есть старое решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 – в нём также есть товары и стандарты, которым они должны соответствовать.
Таким образом, требования безопасности к разным товарам «спрятаны» в многочисленных документах, действующих как внутри РФ, так и на территории ЕАЭС. Из-за этого бывает непросто понять, нужно ли получать на свою продукцию сертификат или декларацию.
Важно! Даже если вы не собираетесь продавать через маркетплейс товары в другие страны ЕАЭС, всё равно придётся проверить их на соответствие нормам Таможенного союза. Они общие для всех стран-участниц.
Что подлежит сертификации
Сертификация товаров – процедура не самая простая, и первая сложность возникает ещё на подготовительном этапе. Нигде точно не сказано, какие товары подлежат обязательной сертификации. Вот некоторые категории товаров для маркетплейсов, на которые нужны разрешительные документы:
- продукты;
- корм для животных;
- одежда и обувь;
- парфюмерно-косметическая продукция;
- бытовая химия и гигиенические товары;
- постельное бельё, кухонный текстиль;
- посуда;
- детская продукция (игрушки, одежда, мебель);
- лекарственные средства и медицинские изделия;
- автомобильные комплектующие;
- строительные материалы;
- мебель и техника для дома.
Это лишь примеры, а не все категории товаров, попадающие под сертификацию на соответствие требованиям регламентов.
Как обстоят дела на маркетплейсах
Какой-то специальной сертификации для маркетплейсов не предусмотрено – на онлайн-торговлю распространяются общие правила. В соответствии с ними российские платформы требуют, чтобы продавцы имели актуальные сертификаты и декларации на весь ассортимент. Как правило, селлеров обязывают загрузить копии документов или указать их реквизиты по первому требованию. Оно может поступить до или после начала реализации.
Конкретные условия прописывают в договорах и в правилах платформы. Например, Ozon разрешит продавать витамины и БАДы, детские автокресла, профессиональные косметические приборы и некоторые другие товары только после проверки документов. А к работе с отдельными категориями – лекарственными и ветеринарными препаратами, детским питанием, ювелирными изделиями и некоторыми другими – без проверки документов селлеру даже не дадут доступ. По другим группам товаров маркетплейс даёт 3 дня на предоставление сертификатов.
Важно! Следить за наличием актуальных документов по сертификации на площадке должен продавец. Если он не представит документы, маркетплейс может заблокировать карточку товара.
Читайте также: Выгодно ли торговать на маркетплейсах
Как разобраться, нужна ли обязательная сертификация
Как правило, в службе поддержки маркетплейсов готовы подсказать, какие товары не подлежат проверке на безопасность, а для каких она обязательна. Но если нужно разобраться самостоятельно, рекомендуем такой алгоритм:
- Посмотрите, существует ли технический регламент на товар, который планируете продавать. Перечень действующих регламентов есть на сайте Росстандарта. Например, одежда – это продукция лёгкой промышленности, на неё распространяется регламент, утверждённый решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 о безопасности продукции лёгкой промышленности.
- Посмотрите в регламенте, на какие именно группы товаров он действует. Вдруг именно ваша продукция является исключением. Так, регламент из решения № 876 действует на одежду и изделия швейные и трикотажные, а также текстильные материалы, обувь, кожаные / меховые изделия и многое другое. Под требования попадает почти вся одежда кроме товаров б/у, индивидуальных заказов, защитной, медицинской и иной специальной одежды и так далее – всё это подробно расписано в регламенте. А вот одежда для детей и подростков под него не попадает – для неё есть свои требования и отдельный документ.
- Если не нашли регламент на свои товары, поищите их в перечне из постановления № 2425. По каждому пункту этого списка приводится информация о том, в каком документе содержатся требования к нему.
- Если есть сомнение в том, нужна ли вам сертификация продукции для продажи, обратитесь за разъяснениями в аккредитованный орган.
Что можно узнать из регламента
Сначала надо разобраться, что нужно получить для ваших товаров – сертификат или декларацию.
Например, на нательное и постельное бельё, а также чулочно-носочную продукцию нужен сертификат. Это одежда первого слоя, она прямо контактирует с кожей и может воздействовать на здоровье человека.
Для одежды второго и третьего слоя нужно оформить декларацию. Третий слой – это верхняя одежда. Всё, что между ней и бельём – рубашки, блузки, платья, юбки, брюки, костюмы, свитеры, пуловеры и так далее, а также головные уборы и перчатки – это второй слой.
В регламенте приводятся конкретные характеристики безопасности товара. Например, обувь характеризуется:
- механической безопасностью (это прочность крепления подошвы, каблука, стойкость подошвы к многократному изгибу и её ударная прочность);
- биологической безопасностью – гибкость, водонепроницаемость;
- химической безопасностью – требования к ней установлены в приложении к регламенту.
Также в регламентах есть порядок и схемы проведения сертификации или декларирования.
Этапы сертификации
Итак, вы поняли, что придётся оформлять разрешительные документы. Процесс схематически будет выглядеть так:
- Определяетесь, на что нужно получить документы. Скорее всего, товаров будет несколько – их нужно разбить по группам и для каждой определить коды по ТН ВЭД и ОКПД 2.
- Разрабатываете инструкции по эксплуатации, паспорта, ТУ, нормативно-техническую документацию. Ищите в регламенте, что именно нужно для ваших товаров.
- Обращаетесь в аккредитованную лабораторию, представляете туда документы и образцы для испытаний на соответствие требованиям. Получаете протоколы испытаний.
- Подаёте заявку в аккредитованный орган по сертификации, прикладывая все документы, в том числе протоколы.
- Получаете сертификат или декларацию соответствия – их оформляют на основании результатов испытаний.
- Если получили декларацию, регистрируете её сами в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Для этого понадобится электронная подпись и доступ в Госуслуги. Если получили сертификат, то сведения о нём должны быть переданы в реестр организацией, которая его оформляла.
Примечание. На рынке много компаний-посредников, которые могут помочь с получением сертификатов на ваш товар за плату, в том числе, разработать документацию.
Если подтверждать безопасность ваших товаров не нужно, можно пройти сертификацию добровольно. Это будет конкурентным преимуществом вашей продукции для маркетплейсов. Ведь на многих площадках в карточках видно отметку о том, что документы на товар проверены. Кроме того, платформы иногда перестраховываются и просят у селлеров «добровольные» сертификаты.
Если вы продаёте только товары, не требующие сертификации, и решили не подтверждать их соответствие регламентам добровольно, заручитесь отказным письмом. Его торговые площадки обычно просят для уверенности, что отсутствие сертификации на товар не является нарушением. Обратиться за письмом можно:
- в Роспотребнадзор, если это продукция вашего производства, и вы имеете статус организации или ИП;
- в орган сертификации – если вы поставщик или самозанятый.
Важно! Торговать своими товарами на площадках могут не только компании, но и самозанятые лица. Но прохождение сертификации для подтверждения безопасности доступно только организациям и индивидуальным предпринимателям. Такие правила устанавливает законодательство.
Заключение
Прежде чем отбирать товары для продажи на маркетплейсах, нужно выяснить, как обстоят дела с их сертификацией. Иногда это непросто, так как нормативная документация выглядит запутанной.
Если товар отечественного производителя, документ должен выдать он. Если вы сами его произвели или ввезли из-за границы, придётся всё оформлять вам. Общий план действий мы представили выше.
Если продавать товары без сертификатов и деклараций, когда они обязательны, это может обернуться проблемами. В первую очередь возникнут сложности на площадке – карточку заблокируют. Также нужно помнить, что нарушения в области сертификации караются штрафами по статьям 14.44 и 14.45 КоАП. За продажу товаров без документов, если они нужны по закону, ИП оштрафуют на 20-40 тыс. рублей, организацию – на 100-300 тыс. рублей.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.