Контроль за производством и оборотом алкогольной продукции в России ведётся уже давно. Чтобы работать на этом рынке, большинству участников надо получить специальную лицензию и подключиться к системе ЕГАИС.
Однако если речь идёт о пиве, то контроль за ним признан недостаточным. Причина в том, что это слабоалкогольный, а то и полностью безалкогольный, продукт. Лицензия на производство и продажу пива не требуется, а прослеживание через ЕГАИС ведется в упрощённом порядке.
В результате, по данным Национального научного центра компетенций, нелегальный оборот в категории пива и пивных напитков превысил 16%. Некоторые мелкие пивоварни под видом крафтового уникального продукта продают суррогат из порошка, воды, спирта, различных добавок. Но даже если производится действительно пиво, то в технологии могут не соблюдаться требования по содержанию солода и микрофлоры, пенообразованию, пеностойкости, вкусу и запаху напитка.
Маркировка пива и пивных напитков как раз и должна стать тем инструментом, который сможет защитить производителей от недобросовестной конкуренции, а потребителей – от некачественного товара.
В качестве положительного примера можно привести оборот питьевой и минеральной воды в упаковках, к качеству которой тоже возникало много претензий. Обязательная маркировка этой товарной категории началась 1 сентября 2021 года.
Теперь при покупке даже маленькой бутылки воды покупатель может убедиться в том, что она произведена легальным производителем, а не налита из-под крана. И если при проверке маркировки будет получен такой ответ, то покупать товар не стоит, а о нарушении можно сразу сообщить.
Эксперимент по маркировке пива уже идет
Эксперимент по маркировке пива начат 1 апреля 2021 года, предполагаемый срок его завершения – 28 февраля 2023 года. Сейчас в пилотном проекте зарегистрированы больше 20 тысяч участников: производителей, импортёров, продавцов.
Участие в эксперименте позволяет заранее отработать систему контроля на практике, ведь обязательная маркировка пива – это вопрос времени. По крайней мере, в протоколе совещания Минпрома и производителей пива, которое состоялось в июле 2022 года, приводятся такие сроки:
- 01.04.2023 – маркировка разливного пива в кегах;
- 01.10.2023 – маркировка пива и напитков в стеклянной и ПЭТ-таре;
- 15.01.2024 – маркировка пива и напитков в алюминиевых банках.
Если говорить о товарных позициях, на которые распространяется маркировка пива в рамках эксперимента, то они перечислены в постановлении Правительства РФ от 17.02.2021 N 204:
- пиво солодовое в бутылках и в кегах крепостью свыше 0,5%;
- пиво и прочие напитки брожения крепостью до 0,5%;
- безалкогольное пиво;
- пивные напитки;
- сидр и пуаре игристые и неигристые;
- прочие сброженные напитки игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%.
Как осуществляется маркировка пива
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков проводится по тем же принципам, что и маркировка других товаров. Единый оператор и координатор системы – «Честный знак», который генерирует и выдает уникальные Data Matrix коды. Они существенно отличаются от акцизных марок, поэтому спутать их нельзя.
Коды выдаются только производителям или импортёрам, которые размещают марку на каждой единице товара или печатают его на этикетке (упаковке). После этого маркированные товары вводятся в оборот.
Другие участники оборота (перевозчики, оптовики, розничные магазины) считывают данные кода с помощью сканера и передают их в систему. В результате всегда можно отследить, кто произвёл или ввёз товар, и на каком этапе реализации он находится. При продаже товара конечному покупателю код выбывает из системы маркировки.
Обратите внимание: системы ЕГАИС и маркировки интегрированы для совместной работы, ни от одной из них отказываться не надо. Разработчики обещают подготовить максимально удобное решение для всех участников оборота.
Регистрация в системе маркировки пива
Как мы уже сказали, маркировка пива в рамках эксперимента позволяет заранее включиться в систему, причем, на льготных условиях. За допущенные нарушения не штрафуют, марки в рамках пилотного проекта выдают бесплатно (а вообще один код стоит 50 копеек без НДС), оборудование можно приобрести в рассрочку. Так что лучше присоединиться к системе сейчас.
Чтобы стать участником проекта по маркировке пива, перейдите по ссылке, скачайте шаблон письма-согласия и отправьте его по указанным контактам.
Ниже вы найдете инструкции и разъяснения по каждому шагу регистрации и работы в системе «Честный знак».
Следующие шаги зависят от категории участника пивного рынка – больше всего обязанностей у производителей (импортёров). Они должны не только зарегистрироваться в системе, но также заказать коды маркировок на свою продукцию, нанести на товары и ввести их в оборот.
Продавцам работать с маркированными товарами проще, им надо только считывать информацию с кодов и передавать данные в систему. Это означает, что оборудование для нанесения маркировки не потребуется, тем не менее, определённые расходы здесь есть.
- Во-первых, надо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на директора компании или индивидуального предпринимателя.
- Во-вторых, необходимо установить программное обеспечение для работы с ЭЦП и подключиться к системе электронного документооборота.
- В-третьих, нужно проверить и, при необходимости, обновить прошивку своей онлайн-кассы и приобрести 2D сканер штрих-кода.
Обучиться работе в системе маркировки можно самостоятельно с помощью базы знаний или обратиться за помощью к технологическим партнёрам, контакты которых есть на портале «Честный знак».
Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок
Читайте также:
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.