
16 апреля 2025 года состоялось заседание Общественного совета при ФНС России, на котором обсуждались обновления налогового режима для самозанятых. По словам члена ОС при ФНС от партии «Деловая Россия» Кирилла Никитина для проведения всестороннего анализа и принятия решений Общественному совету необходимы сведения по видам деятельности и профессиям, по которым работают самозанятые. На основании имеющихся сейчас у ФНС данных невозможно сделать объективные выводы о том, сколько среди плательщиков НПД арендодателей, курьеров, водителей такси и т.д.
Еще один значимый для ФНС аспект – принадлежность самозанятых к определенным социальным группам. Например, сколько среди них пенсионеров, студентов, школьников, молодых мам в декрете и после него, инвалидов, демобилизованных.
Мешает формированию объективной статистики и неясность, какие самозанятые работают в этом качестве, а какие просто зарегистрированы, но реально деятельность, попадающую под уплату НПД, не ведут.
В связи с вышеописанными вопросами родилось предложение обязать самозанятых указывать вид деятельности при регистрации, а не работающих в этом качестве снимать с учета. Какой срок будет отводиться для признания плательщика НПД неактивным, пока не ясно.
По словам главы ФНС Даниила Егорова, появление самозанятых создало дисбаланс на рынке трудовых отношений. В период с 2020 по 2023 год включительно наблюдался устойчивый рост как граждан, трудоустроившихся по найму в соответствии с нормами ТК РФ, так и зарегистрированных в качестве плательщиков НПД. По итогам 2023 года трудоустроенных граждан зафиксировано 56,4 млн человек, а самозанятых за весь период 2019-2024 – 12 млн, из них только 7 млн действительно работали в этом качестве.
Около 50% самозанятых зарегистрировались в этом качестве, чтобы иметь возможность легальной подработки, но они также трудоустроены по основному месту работы в соответствии с ТК РФ. И только пятая часть всех плательщиков НПД сделали деятельность, попадающую под этот налог, основным источником своего дохода. Из всего количества самозанятых только 2% демонстрируют схожую с трудовыми отношениями модель поведения. По данным ФНС в течение 2024 года они регулярно получали доход от одного-двух плательщиков, годовой объем которого превысил 20 МРОТ.
Участники заседания пришли к выводу, что в целом эксперимент с НПД оказался позитивным. Он позволил легализоваться миллионам людей, не попадающих под типовые трудовые отношения, и пополнить бюджет за счет их налоговых отчислений. Однако государство намерено и дальше усиливать контроль за самозанятыми, чтобы не допустить их участие в налоговых схемах.