Электронная подпись – не только удобный, но в некоторых случаях и незаменимый инструмент. Бизнесу она даёт возможность направлять дистанционно отчётность, участвовать в торгах, взаимодействовать с ФНС и другими инстанциями. В последние годы порядок выдачи квалифицированной электронной подписи (КЭП, ЭЦП) и её применения не раз менялся. Одно из новшеств – сертификаты для ИП и юрлиц выдают налоговые органы. Узнайте, что ещё изменилось, и как получить бесплатную электронную подпись.
Что изменилось
Порядок выпуска и применения КЭП регулируется законом «Об электронной подписи» № 63-ФЗ, который подписан 6 апреля 2011 года. В конце 2019 года законом № 476-ФЗ в него были внесены поправки, которые вступают в силу поэтапно.
Основной этап изменений наступил 1 июля 2021 года, с этой даты многие удостоверяющие центры (УЦ) потеряли право выпускать сертификаты электронных подписей. Это связано с ужесточением правил аккредитации. Вместе с тем расширились полномочия ФНС, которая оформляет КЭП на руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Какие электронные подписи работают сейчас
По правилам, которые действуют с 2022 года, в бизнесе можно применять сертификаты ЭЦП двух типов:
- КЭП руководителя организации и ИП, то есть лиц, которые действуют без доверенности. Это сертификат от налоговой службы;
- КЭП доверенного лица, например, работника. Это обычная электронная подпись физического лица.
Использовать эти сертификаты нужно по-разному. Подписи директора и предпринимателя формируются по прежним правилам. С тем лишь отличием, что выдаёт их исключительно ФНС России. А вот КЭП сотрудника теперь выпускается просто на физическое лицо, без привязки к компании, которую он представляет.
Как проверить, сколько действует подпись
Помимо сертификата, для формирования КЭП понадобится средство криптозащиты, то есть специальная программа. Она приобретается вместе с ЭЦП и, как правило, записывается на тот же носитель. В ней среди прочего можно увидеть, до какой даты действует сертификат. В программе «КриптоПро CSP» это делается так:
- В панели управления ПК надо выбрать «КриптоПро CSP». Запустится окно с вкладками.
- Во вкладке «Сервис» нужно нажать «Просмотреть сертификат в контейнере», в открывшемся после этого окне – «Обзор».
- Теперь надо выбрать ключевой контейнер, нажать «ОК» и «Далее».
В итоге откроется окно, в котором будет видна информация о сроке срок действия сертификата КЭП. Ещё один вариант – воспользоваться личным кабинетом на сайте удостоверяющего центра, если он предоставляет такую возможность.
Какие УЦ больше не смогут выдавать электронные подписи
Центры, которые не прошли аккредитацию по новым, более жёстким, правилам, выдавать сертификаты КЭП для директоров или ИП больше не вправе.
Те удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию, могут работать дальше, но будут оформлять подписи только на физических лиц, а не на руководителей бизнеса. Использовать такие ЭЦП можно сотрудникам для подписи документов, но только совместно с доверенностью, выданной компанией и подписанной КЭП директора (либо ИП) от ФНС.
Где получать КЭП сотрудникам
Налоговая служба выдает сертификаты ЭЦП бесплатно только на руководителя или индивидуального предпринимателя. Для физических лиц – работников или представителей организаций / ИП – это не предусмотрено. Получить ЭЦП они смогут в заново аккредитованных УЦ.
Электронные доверенности
Чтобы подписывать документы от имени организации или ИП, представитель должен будет иметь не только КЭП физического лица. Дополнительно ему потребуется доверенность в машиночитаемом формате, то есть электронная. Она подписывается КЭП руководителя или ИП, сформированной при помощи сертификата, полученного от ФНС. Переходный период для обязательного введения таких доверенностей несколько раз продлевался.
Теперь о том, куда обращаться за сертификатом руководителю или предпринимателю и как получить его бесплатно.
Где получать подписи руководителям и ИП
Как мы уже отметили, налоговая выдавает КЭП на руководителя организации или предпринимателя. Такие подписи оформляются бесплатно, надо заплатить только за носитель (флешку).
Получить сертификат можно непосредственно в своей инспекции или у так называемого доверенного лица ФНС. Ими стали аккредитованные по новым правилам УЦ, удовлетворяющие дополнительным требованиям.
Порядок получения УКЭП в ФНС России
Чтобы получить сертификат ключа подписи на директора или ИП, нужно будет подать в ФНС заявление, паспорт и СНИЛС. Направить документы можно также через личный кабинет физического лица.
Когда сертификат выпустят, директор или ИП должны будут забрать его в налоговой службе самостоятельно. Личное присутствие обязательно только в первый раз. При перевыпуске КЭП подтвердить личность можно будет удалённо. Например, при помощи электронной подписи, сформированной с применением действующего сертификата. То есть посещать ФНС повторно не придётся.
Предоставлять КЭП ФНС будет бесплатно. Действовать она будет 15 месяцев. Подпись подойдёт для внутреннего документооборота, а также для визирования отчётности, которая подаётся в налоговый орган в электронном виде.
ФНС выдает сертификат КЭП на директора организации или ИП в единственном экземпляре на специальном носителе, данные с которого скопировать нельзя. Подразумевается, что подписывать документы должно только то лицо, на которое выпущена подпись. Если нужно визировать документы другим сотрудникам, им оформляются КЭП физических лиц и выписываются электронные доверенности.
Для кого выпускается КЭП | Где получить | Тип подписи |
---|---|---|
Руководитель организации | ФНС и её доверенные лица | КЭП руководителя / ИП (бесплатная) |
Индивидуальный предприниматель | ||
Физическое лицо | Аккредитованный УЦ | Электронная подпись физического лица |
Физическое лицо от имени организации / ИП (требуется электронная доверенность) |
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.