Озон – первый маркетплейс России, который начал свою работу ещё в 1998 году. Поначалу здесь можно было купить только книги, а сейчас – самые разные товарные категории. По размеру товарооборота Озон уступает ближайшему конкуренту Вайлдберриз, но является победителем в других рейтингах, например, «Лидер доверия среди маркетплейсов».
В последние годы Озон активно развивает сеть ПВЗ (пунктов вывоза заказов), что прямо влияет на его популярность у покупателей. Если вы ищете канал сбыта своих товаров, узнайте, что нужно для работы на этой площадке.
Что продают на Озон
Что можно продавать на площадке Озона? Для ответа на этот вопрос достаточно открыть главный каталог маркетплейса, в котором 28 разделов. Каждый из них делится на дополнительные подразделы и категории. Всего же на площадке продаётся около 100 млн разных товаров.
Вот, например, часть позиций из раздела «Электроника».
Проще сказать, что нельзя продавать: товары, запрещённые в свободном обороте по Гражданскому кодексу, а также те, для реализации которых требуется выполнение определённых условий.
К первой группе относится оружие, боеприпасы, наркотики, психотропные и токсические вещества, радиоактивные материалы, объекты культурного наследия, музейные ценности, шифровальная техника, средства для негласного получения информации, дорожные знаки.
Во вторую группу входят товары, продавать которые можно, но не на маркетплейсе Озон. В частности это: алкоголь и табак, вещи и предметы, бывшие в употреблении, лекарственные средства, живые животные и насекомые, электрошокеры и газовые баллончики, ошейники для коррекции поведения животных, рыболовные сети, электроудочки, капканы и самоловы, товары для ритуала погребения.
В отдельную категорию попадают товары, которые можно продавать, но минуя склад и службу доставки маркетплейса. В этом случае покупатель только делает заказ через Озон, а продавец получает его данные и самостоятельно организует доставку. Сюда относятся продукты питания, требующие особых условий хранения или скоропортящиеся, живые растения, пестициды и агрохимикаты, ювелирные изделия, коллекционные и юбилейные монеты, некоторые материалы и инструменты для строительства, габаритные товары и др.
Полный перечень ограничений приводится в оферте для продавца, о которой мы расскажем ниже.
Какие товары выбрать для продажи
Как понять, что именно продавать на Озон? Это важнейший вопрос для любого продавца. Бизнес на маркетплейсе важен не сам по себе, надо, чтобы торговля приносила прибыль.
Например, чаще всего покупатели заказывают здесь носки, подгузники, футболки, питьевую воду, нижнее белье, косметику. Кроме того, из-за ухода многих иностранных брендов и запрета на международные посылки резко вырос спрос на ароматические наборы для дома, коробки для хранения, органайзеры.
Но насколько это выгодно? Действительно, в категорию высокомаржинальных попали совсем другие товары: кроссовки, кеды, домашняя обувь, средства по уходу, некоторые категории из одежды.
При этом надо учитывать огромную конкуренцию и искать те ниши, где продавцов еще не так много. Сам по себе факт, что товар пользуется большим спросом, и на него можно установить хорошую наценку, не говорит, что вам будет легко его продать.
Здесь не обойтись без маркетинговой аналитики, как Озона, так и сторонних сервисов. Начнем с советов самого маркетплейса. Вот здесь можно узнать, какие товары пользуются повышенным спросом, но при этом их нет на маркетплейсе.
Можно также узнать, что ищут покупатели, и какая средняя цена у этих товаров.
А после регистрации в личном кабинете продавца вам станет доступен еще один инструмент аналитики.
Кроме того, есть много платных сервисов, позволяющих анализировать продажи на разных интернет-площадках. Вот только часть из них: Marketguru, Moneyplace, SellerFox, Sellmonitor, SellerExpert, Anabar, MPSTAT, E-zh (Ёж), Mayak (Маяк), Topseller, SellerStats, Pi-data, Seller Whisla. В большинстве сервисов можно получить льготный или бесплатный период для знакомства с функционалом. Средняя стоимость доступа – 5 000 рублей в месяц.
Выходить на любой маркетплейс не подготовленным в маркетинговом плане не стоит, практика показывает, что в первый же год с площадок уходит до 90 процентов новых продавцов.
Как начать продавать на Озон
Чтобы торговать на любом маркетплейсе, надо пройти регистрацию и принять условия размещения. В данном случае Озон действует в рамках агентского поручения, получая за свои услуги определённую комиссию.
Важно: продавец несёт ответственность за качество товаров, обязан соблюдать закон «О защите прав потребителей» и «О персональных данных». Если маркетплейс получит убытки по вине продавца, он должен будет их возместить.
Регистрация продавца на Озон
Продавать на Озон могут только зарегистрированные предприниматели: юридические лица, ИП, самозанятые. Бизнесмен необязательно должен быть из России, на площадке работают граждане Китая, Турции, Белоруссии, Казахстана и других стран.
Для регистрации в маркетплейсе надо перейти на страницу seller.ozon.ru и ввести свой номер телефона.
Если вы уже зарегистрированы на площадке в качестве покупателя, то произойдёт авторизация через ваш Ozon ID.
Далее вы попадаете в личный кабинет продавца, где надо указать регистрационные данные компании или ИП.
После ввода данных происходит их автоматическая сверка с базой ФНС. Если всё в порядке, вам предложат заключить оферту в качестве продавца.
Быстро и бесплатно
Оферта – это договор с маркетплейсом, который включает в себя права и обязанности сторон, правила продажи товаров, порядок расчётов и другие условия. Текст оферты надо внимательно изучить, потому что её надо принять, как есть, без возможности внести изменения под себя. При этом Озон периодически меняет некоторые положения договора, предупредив об этом продавцов.
Обратите внимание, что оферта не является публичным договором. Это означает, что Озон может отказаться от сотрудничества с каким-либо продавцом.
Загрузка карточек товаров
Чтобы продавать на любом маркетплейсе, надо загрузить на него карточки товаров, то есть их подробное описание и фотографии. В кабинете Ozon Seller загрузку можно сделать несколькими способами:
- вручную по одному товару;
- через шаблон;
- с другой площадки;
- через приложение.
Кроме того, если такой же товар уже продаётся на Озоне, можно дать на него ссылку и карточка товара автоматически скопируется (если другой продавец не установил запрет на это).
Количество товаров для одного продавца, если он зарегистрировался после 22.12.22, ограничено – не более 20 тысяч карточек. После загрузки описания и фотографии товаров отправляются на модерацию. Если в характеристиках, категории, изображениях товара были допущены ошибки, их надо исправить.
Выбор схемы работы
Итак, всё готово, вы выложили все свои товары и готовы к продажам. Но перед тем, как начать продавать на площадке, надо ещё выбрать схему работы с Озон.
После того, как покупатель сделает в вашем магазине заказ, начинается процесс его обработки и доставки. Соответственно, надо понимать, где находится товар, и кто именно будет его поставлять. На Озоне сейчас есть три схемы работы: FBO, FBS, realFBS. Рассмотрим их подробнее.
- FBO – продажа со склада Ozon. Продавец заранее привозит товары в ближайший склад или пункт вывоза. Дальше всем занимается маркетплейс: собирает заказ, упаковывает, отправляет его покупателю через ПВЗ или курьера, принимает оплату. Затем деньги за вычетом комиссии Озона, стоимости хранения и логистики направляются продавцу.
- FBS – продажа со склада продавца, но с доставкой Ozon. По этой схеме товары хранятся у продавца до того момента, когда на них поступит заказ. После этого продавец в краткие сроки должен упаковать заказ и передать его маркетплейсу – через курьера или пункт выдачи.
- realFBS – продажа и доставка силами продавца. Товар отправляется покупателю, минуя склад и доставку Озона.
У каждой схемы есть свои плюсы и минусы. Если кратко – чем больше обязанностей продавец берёт на себя, тем меньше денег он тратит на отправку заказа. А вот если выбран вариант FBO, хлопот у продавца практически не будет, но за это придётся платить больше.
Какой вывод можно сделать? Если ваши товары не требуют особых условий хранения и транспортировки, и при этом пользуются хорошим спросом, проще всего работать по FBO. Но если оборачиваемость низкая, продавец будет много платить за то, что товары хранятся на складе Озона.
Правильный выбор схемы имеет особое значение при тестировании новинок. Если вы не знаете, как будет продаваться новый товар, проще на первое время самому заниматься его доставкой. Но тут важно выдержать сроки передачи заказа покупателю, ведь после нескольких срывов или отмены доставки продавцом, маркетплейс может просто заблокировать личный кабинет.
Как научиться продавать на Озон
Озон в первую очередь заинтересован в активном товарообороте, поэтому бесплатно обучает продавцов работе на площадке.
Работает специальный образовательный портал Ozon University. Проводятся вебинары, мастер-классы, марафоны, онлайн-практикумы для новичков и опытных продавцов. Вот какие вопросы и темы здесь рассматриваются:
- продающий контент;
- ценообразование;
- загрузка товаров;
- настройка продвижения;
- выбор поставщика;
- упаковка товаров;
- портрет покупателя;
- воронка продаж;
- анализ конкурентов;
- информационная безопасность;
- автоматизация процессов и др.
Еще один интересный инструмент – база знаний, где много текстового контента. Например, в рубрике «Начало работы на Ozon» есть 8 статей, а в «Продвижение» – 43 статьи. Здесь также есть подборка вебинаров и видео по тэгам.
И самое главное отличие Озона от других подобных площадок – оффлайн-пространство для продавцов, которое называется «Ozon Dom». Это реальные представительства на земле, куда можно прийти и вживую пообщаться со специалистами площадки. Здесь проводятся конференции, форумы, мастер-классы, бизнес-завтраки, прямые эфиры, интервью, круглые столы, экскурсии на фулфилменты и другие мероприятия. Информация об анонсах публикуется в Телеграм-канале площадки.
Как открыть свой магазин на Вайлдберриз Как открыть пункт выдачи Авито Как открыть пункт выдачи заказов Яндекс.Маркет |
Ну и конечно, можно пройти сторонние онлайн-курсы и марафоны для торговли на маркетплейсах. Но учтите, что многие инфобизнесмены умеют хорошо продавать только самих себя, обещая вывести вас в ТОП продавцов через неделю или месяц. Такие обещания более чем сомнительны, поэтому сначала стоит изучить бесплатный образовательный контент от Озона.
Бесплатная консультация по регистрации бизнеса
Если у вас остались вопросы по регистрации, заполните форму. Вам перезвонят специалисты и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.