Слово «франшиза» (реже – «франчайзинг») пришло в нашу лексику в годы перестройки и довольно долго ассоциировалось только с крупным международным сетевым бизнесом. Больше всего франчайзинговых точек в мире работает в США, их число превышает 750 тыс. по разным вариантам франшиз. В России первой известной международной франшизой стал Макдональдс, а в 1997 уже была создана Российская ассоциация франчайзинга.
Можно сказать, что бизнес-модель франчайзинга проверена неоднократно, в разных странах и условиях, принося реальную прибыль тем, кто ее применяет: как франчайзеру (собственнику франшизы), так и франчайзи (тому, кто купил право на франшизу). В российском праве понятия франшизы нет, а регулируются такие отношения договором коммерческой концессии.
В чем заключается смысл франшизы?
Если в двух словах, франшиза - это работающая бизнес-идея, доказавшая на деле свою эффективность. Право работать по этой конкретной модели собственник франшизы передает за плату в виде вступительного паушального взноса и регулярных фиксированных или процентных платежей – роялти.
Можно дать и такое понятие франшизы - это право на пользование товарным знаком или брендом, а также сопутствующий комплекс услуг, технологий и определенных высоких стандартов организации бизнеса. Во многих случаях покупка франшизы связана также с необходимостью на постоянной основе приобретать у франчайзера оборудование, готовую продукцию, комплектующие и расходные материалы.
Конечно, сначала сам франчайзер должен отработать все бизнес-процессы, разработать качественный и востребованный товар или услугу, убедиться сам и суметь убедить других, что его маркетинговая политика действенна. Франшиза - это не просто гипотетическая идея для получения прибыли, рассчитанная на листке из блокнота или поданная в виде шикарно оформленного бизнес-плана. Франчайзер должен иметь собственное действующее предприятие, на примере которого можно в реальности увидеть возможность получения доходов и оценить вероятность окупаемости инвестиций.
На российском рынке сегодня только в сфере услуг, общепита и розничной торговли представлено несколько тысяч франшиз, и с каждым годом это число увеличивается. Конечно, не все из них представляют реальную ценность, т.к. не предлагают ни уникальную технологию, ни высокорентабельную услугу или товар.
В отличие от зарубежного права, российский закон не обязывает собственника франшизы документально раскрывать истинную доходность его бизнеса перед тем, как заключить договор с франчайзи. Этому тоже есть объяснение – у нас не очень развита реальная защита интеллектуальной собственности (патента или ноу-хау на технологию или продукт), поэтому франчайзер рискует лишиться своей прибыли или даже создать себе конкурента, раскрыв все карты до заключения договора.
Что продает франчайзер?
Узнаваемость бренда
Клиент, купивший большую запеченную картофелину с соусом в «Крошке-картошке» где-нибудь в Москве, с большой вероятностью сделает покупку в таком же заведении в другом городе. Местному ресторатору, даже со своей постоянной клиентурой, трудно будет конкурировать с фирменным сетевым заведением, которое можно найти чуть ли не в каждом крупном городе. Узнаваемое – не всегда лучше, но воспринимается как более качественное и безопасное.
В узнаваемость или раскрутку бренда уже вложены усилия и средства франчайзера, а реклама не только двигатель торговли, но и существенная, а иногда и основная, статья затрат нового бизнеса. Конечно, покупатель франшизы экономит серьезные средства для входа в рынок, но и франчайзер здесь тоже выигрывает, ведь построение сети работает и на него, в том числе в дальнейшем росте популярности его бренда.
Стандарт качества
Гамбургер, купленный в американской провинции и в европейской столице, должен быть абсолютно одинаковым – как по виду, так и на вкус. Репутация бренда – это и есть то, на чем зарабатывает владелец франшизы, поэтому он будет строго следить за тем, чтобы продукт или услуга, носящая его имя, были качественными.
Здесь франчайзеры могут давать покупателю франшизы разную степень свободы: кому-то будет достаточно, чтобы франчайзи работал на фирменном оборудовании и использовал оригинальные материалы и компоненты, а кому-то будет важна каждая мелочь. Например, при продаже франшизы общепита могут оговаривать не только саму технологию производства блюд, но и схему обслуживания клиента, освещение, музыку, размер и расположение столиков и т.д.
По сути, покупатель франшизы становится командным игроком, есть даже выражение «бизнес-семья». Каждая плохо работающая, а тем более закрывшаяся, франчайзинговая точка бросает тень на репутацию всей сети, поэтому не только франчайзи выбирает франшизу для покупки, но и франчайзер выбирает, кому ее продать.
Уникальный продукт
В большинстве случаев предметом франшизы является уникальный продукт, услуга или технология, на которую выдан патент. Получить право на реализацию такой услуги или продукта можно только у самого франчайзера, либо у того, кому он дал право субконцесии. Конечно, продукт должен быть не просто эксклюзивным, а обязательно востребованным на рынке и конкурентоспособным.
Территория действия франшизы
Не всегда покупка франшизы предполагает исключительное право на территорию для франчайзи. Если франчайзер продает свою франшизу нескольким партнерам на одной и той же территории, плюс сам работает на ней, это может создать ненужную конкуренцию внутри сети. Кто-то ведет дела более успешно, кто-то менее, поэтому чаще всего при продаже франшизы оговаривается регион, в котором будет работать только один франчайзи.
Собственник франшизы может потребовать от будущего партнера обязательства не приобретать для работы в этом регионе конкурентную франшизу в той же сфере. Например, не сочетать на одной территории франшизу кофейни «Coffee Been» с кофейней «Бодрый день».
И кстати, важный момент – покупатель франшизы не становится филиалом франчайзера, а сохраняет свою юридическую и экономическую самостоятельность, хоть и работает под контролем.
Как купить франшизу?
1.Сначала стоит определить, чем именно вы хотите заняться, и ориентироваться здесь надо не только на обещанную прибыль. Надо реально смотреть на вещи: цифры доходности, которые собственник франшизы указывает в своем предложении, стоит оценивать как условные или даже завышенные. Франчайзер не может вам гарантировать заявленный доход или сроки окупаемости, он всего лишь предлагает инструмент или инструкцию для достижения успеха, и очень многое будет зависеть от того, как вы сами будете вести бизнес.
Предприятие в сфере услуг (кроме общепита) можно открыть с небольшими вложениями, но здесь серьезным фактором, влияющим на успех, будет подбор персонала. Услугу все-таки оказывают конкретные люди, деловые и личные свойства которых могут вписываться или нет в стандарт качества бренда. Розничная торговля может окупиться быстро, но на прибыльность магазина очень влияет его месторасположение, наличие конкурентов в этой же нише, покупательная способность населения в конкретном городе. Запуск производства нового продукта, как правило, запатентованного, потребует времени на установку и наладку оборудования, передачу технологии производства, обучения персонала и на сам технологический цикл.
Надо также оценить собственные финансовые возможности, ведь в необходимый минимум инвестиций при покупке франшизы не входят такие расходы, как приобретение или аренда помещения, найм персонала, обеспечение технических требований к производству, текущие расходы.
2.При обсуждении с франчайзером возможности купить франшизу надо запросить полную информацию о его уникальном предложении. Поинтересуйтесь историей бренда, положительными и отрицательными примерами развития франчайзинговой сети, запросите контакты уже действующих франчайзи. Владелец успешной франшизы не будет скрывать свой успех под мнимой причиной закрытости информации, ведь если партнерская сеть реально существует, то узнать о ней можно и в открытом доступе.
Если франчайзер сообщил вам эти сведения, то имеет смысл самому убедиться в прибыльности конкретной франшизы, то есть оценить со стороны действующую франчайзинговую точку. Можно выдать себя за клиента или покупателя и посмотреть, как в реальности выглядят «уникальные маркетинговые приемы», «востребованный конкурентный продукт» или «фирменный сервис», за которые франчайзинг собирается брать плату.
Подробно узнайте о том, какие требования предъявляет собственник франшизы к своим будущим партнерам, как ведется контроль деятельности франчайзинговых предприятий. Расспросите о том, что входит в каждый франчайзинговый пакет, какую реальную поддержку оказывает франчайзер на этапе открытия и дальнейшем функционировании предприятия. Узнайте и о том, существует ли минимальный обязательный объем закупки товаров или комплектующих, должны ли вы обеспечивать определенный объем продаж или оказания услуг. Собственник франшизы, заинтересованный в построении сети, ответит на все ваши вопросы, он нормально отнесется к возможным сомнениям будущего франчайзи.
3.Серьезно надо подойти к юридическим моментам оформления продажи франшизы. Выше мы уже говорили, что регулирует такие отношения договор коммерческой концессии. Предметом этого договора является право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав: на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), деловая репутация и коммерческий опыт собственника франшизы.
Франчайзер должен передать техническую и коммерческую документацию и проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Надо убедиться, что товарный знак или знак обслуживания зарегистрирован за тем лицом, кто продает франшизу, понять, каков срок действия этого знака и территория его регистрации.
Срок договора концессии должен как минимум вдвое превышать период окупаемости (например, если срок окупаемости заявлен как год, то договор нужно заключать хотя бы на два года). Подписанный договор с франчайзером должен быть зарегистрирован в Роспатенте, без этого он будет признан несостоявшимся.
Внимательно надо разобраться в условиях оплаты франшизы:
- предусмотрен ли вступительный взнос (не все франчайзеры требуют его, особенно на этапе становления сети);
- к чему будут привязываться периодические платежи (просто фиксированная сумма раз в месяц или процент от реализованных товаров/услуг);
- будут ли устанавливаться наценки или скидки на оптовые цены передаваемых франчайзером товаров, материалов, комплектующих;
- есть ли какие-то дополнительные обязательные платежи, не включенные в стоимость франшизы (например, заказ дизайн-проекта или какое-то особенное обучение персонала, не входящее в общую стоимость);
- при каких условиях возможно изменение условий оплаты и т.д.
Франчайзер может предлагать разные пакеты франшиз, с разной стоимостью и объемом прав: от «минимального стартового» до «бизнеса под ключ», поэтому надо до мелочей вникать в то, за что вы собираетесь платить.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.