Правительство поэтапно внедряет систему контроля за движением товаров от производителя до покупателя. Начало было положено ещё в 2017 году, когда президент РФ одобрил запуск программы для маркировки отдельных групп товаров. Со временем в перечень маркируемой продукции добавляется всё больше позиций. Предполагается, что к 2024 году контролировать будут большинство товарных категорий.
Маркировка продукции позволяет решить следующие задачи:
- снижение объёма контрафактных товаров и сокращение теневого рынка;
- защита добросовестных производителей и импортёров, а также прав потребителей;
- рост поступлений налоговых и таможенных платежей.
Сейчас обязательная маркировка распространяется на эти товарные группы:
- лекарства;
- молочная продукция;
- питьевая вода в упаковке;
- табачные изделия;
- шины и автопокрышки;
- обувь;
- шубы и другие изделия из натурального меха;
- духи и туалетная (парфюмерная) вода;
- фотоаппараты, фотокамеры, лампы-вспышки;
- некоторые товары легкой промышленности.
А такие товары, как БАД, медицинские изделия, пиво и слабоалкогольные напитки, антисептики, кресла-коляски, велосипеды, подключались к системе маркировки в рамках экспериментов.
Принцип действия системы маркировки товаров
Что такое система маркировки товара, и как она работает? На этой схеме видно, что первым в цепочке прослеживания стоит производитель или импортёр. Именно он должен наносить на упаковку товара специальную отметку — контрольно-идентификационный знак или DataMatrix.
Далее с помощью этого кода происходит контроль движения товара: от производителя и перевозчика в розничный магазин и до конечного потребителя.
Код маркировки размещается на каждой единице товара. Это двухмерное изображение, похожее на QR-код.
Самостоятельно сформировать DataMatrix-код нельзя. Его разработкой и выдачей занимается координатор всей программы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). И чтобы всё было легально, участники цепочки продажи маркированной продукции должны подключаться к системе «Честный знак».
О том, как пройти эту регистрацию, расскажем дальше. А сейчас посмотрим, как выглядит проверка кода маркированного товара для конечного потребителя. Для этого надо скачать в интернете бесплатное приложение для проверки маркировки товаров «Честный знак».
Предположим, вы покупаете бутылку минеральной воды и хотите убедиться, что это не контрафакт. Наведите камеру смартфона на DataMatrix-код (он может выглядеть как наклейка на крышке бутылке или печать на этикетке).
В данном случае система сообщает, что товар сомнительный, поэтому покупать его не рекомендуется. Что именно не так, неизвестно, но можно сообщить об этом нарушении.
Теперь возьмём с полки упаковку сыра и проверим, прошёл ли этот товар через систему «Честный знак».
Здесь всё в порядке, поэтому товар можно смело покупать.
Как видно, приложение не только подтверждает легальность прохождения товара, но и сообщает краткие данные о нём и производителе. Кроме того, из приложения можно пройти по ссылкам для получения ветеринарного сертификата на продукцию животного происхождения и декларации соответствия.
Законодательная база по маркировке товаров
Если ваш бизнес связан с производством, импортом, продажей маркированных товаров, то надо знать, что за нарушение порядка маркировки статьями 15.12 и 15.12.1 КоАП РФ предусмотрены следующие санкции.
Нарушение | Должностные лица | Юридические лица |
---|---|---|
Производство и ввод товаров в оборот без марок или в нарушение установленного порядка |
от 5 до 10 тысяч рублей |
50 до 100 тысяч рублей |
Продажа, хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта товаров без марок | от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией товаров | от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров |
Непредставление сведений о маркировке или нарушение установленного порядка и сроков |
от 1 до 10 тысяч рублей |
от 50 до 100 тысяч рублей |
Примечание: к должностным лицам в рамках административной ответственности относятся руководители организаций и индивидуальные предприниматели. С апреля 2022 года законом № 70-ФЗ от 26.03.2022 в КоАП РФ внесены положительные для бизнеса изменения. Во-первых, к ответственности за одно нарушение больше не привлекают директора и компанию одновременно. Во-вторых, если ваша организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то размер штрафов будет такой же, как для ИП. В-третьих, если при проверке выявят несколько нарушений, предусмотренных одной статьёй КоАП РФ, то штраф взыскивается только за одно нарушение.
Вообще же, система маркировки регулируется большим количеством нормативно-правовых актов. Для тех, кого интересуют первоисточники, приводим этот перечень с реквизитами документов:
- закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ;
- распоряжение Правительства от 28.12.2018 № 2963-р;
- распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 791-р;
- распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р;
- постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515;
- постановление Правительства от 31.12.2019 № 1955;
- постановление Правительства от 08.05.2019 № 577;
- постановление Правительства от 11.08.2016 № 787;
- постановление Правительства от 28.02.2019 № 224;
- постановление Правительства от 31.12.2019 № 1958;
- постановление Правительства от 5 июля 2019 г. № 860;
- постановления Правительства от 14.12.2018 № 1556 и от 14.12.2018 № 1557;
- постановление Правительства от 31.12.2019 № 1953;
- постановления Правительства от 31.12.2019 № 1957 и от 31.12.2019 № 1956;
- постановление Правительства от 31.05.2021 N 841;
- распоряжение Правительства от 13.07.2019 № 1533-р;
- постановление Правительства от 15 декабря 2020 г. № 2099.
В один из них, а именно в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, постоянно вносятся изменения, потому что этим документом устанавливается, какие товары подлежат маркировке.
Как мы уже сказали, этот перечень продолжает пополняться. Так, из него следует, что обязательная маркировка товаров с 2020 года распространяется на табак и сигары, а такие товары, как парфюмерия, постельное и столовое белье, обувь, попали в список ещё раньше.
Регистрация в системе маркировки товаров
Итак, если вы не просто потребитель, а участник цепочки реализации маркированных товаров (производитель, импортёр, продавец), то вам надо зарегистрироваться в системе «Честный знак». Это официальный портал, на котором множество инструкций и пояснений.
Для регистрации выберите товарную категорию, к которой имеет отношение ваш бизнес. Например, если вы производитель постельного белья, то перейдите на вкладку «Товары легкой промышленности».
Далее выберите свой статус участника, в данном случае, «Производитель».
Здесь вы найдёте все необходимые инструкции по регистрации и работе в системе маркировки. А мы в этой статье приведём только краткий план.
- Получите усиленную квалифицированную электронную подпись на директора компании или индивидуального предпринимателя. Такие ЭЦП можно бесплатно оформить в своей налоговой инспекции, но носитель для подписи, то есть флешку, надо приобрести за свой счёт.
- Установите необходимое программное обеспечение для работы с ЭЦП и зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
- Подготовьте описания производимой продукции для внесения их Каталог маркированных товаров.
- Закажите и оплатите коды маркировки для каждой единицы товара, стоимость одного кода составляет 50 копеек.
- Приобретите необходимое программное обеспечение, принтер для печати или нанесения DataMatrix-кода, а также 2D Сканер штрих-кода. С его помощью каждый маркированный товар будет проходить через систему контроля.
- Получите сгенерированные для вас коды маркировки и нанесите их на товары. Оборудование позволяет печатать коды на этикетках, упаковках, ярлыках.
- До запуска в оборот протестируйте маркированные образцы своих товаров в лабораториях компании ТрекМарк или крупных торговых сетях (Пятёрочка, Ашан, Лента, Карусель, Перекресток и др.). Это позволит снизить возможные потери на возврат и утилизацию маркированных товаров, если окажется, что DataMatrix-коды не считываются.
Все возникающие вопросы можно решить через обратную связь или найти ответы в готовых подборках. При необходимости пройдите обучение по работе с системой «Честный знак». Его проводит как сам центр, так и его технологические партнёры.
Если у вас нет возможности или желания самостоятельно заниматься регистрацией в системе «Честный знак», обратите внимание на предложения партнёров. Некоторые из них предлагают удалённую регистрацию и подключение рабочих мест с использованием вашей ЭЦП. Такая услуга стоит от 2 000 рублей.
Можно также заказать комплексное обслуживание, когда вас не только зарегистрируют в системе, но также подберут необходимое оборудование и программное обеспечение, обучат работе на нём, закажут и распечатают коды DataMatrix. Стоимость такого предложения зависит от региона и перечня услуг.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.