В рамках ведения воинского учёта организации обязаны подавать в военкомат разные документы. В этой статье мы рассмотрим форму № 6. И поскольку она непосредственно связана с бронированием работников, кратко расскажем о том, что это такое и кого касается.
Для чего предназначена форма № 6
Первоначально форма № 6 воинского учёта была утверждена Постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством от 10.02.1989 № 760. Она носила название «Отчёт о численности работающих и забронированных военнообязанных». Это довольно подробная и сложная таблица.
Сейчас военные комиссариаты, как правило, ждут от организаций схожий по содержанию, но более простой отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Но название «форма № 6» за ним сохранилось.
В воинском учёте можно встретить упоминание ещё одной формы № 6. Это действующая прежде карта первичного воинского учёта призывника из Приложения № 9 к Инструкции, утверждённой приказом Минобороны России от 18.07.2014 № 495.
Важно: этот приказ больше не действует, а взамен старой карты выпущена новая – она есть в приказе министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700. Но как раньше, так и теперь карта призывника ведётся сотрудниками военкомата и к работодателю отношения не имеет.
Поэтому, когда идёт речь об отчётности организаций, то под формой № 6 по воинскому учёту подразумевают именно отчёт о численности работающих и забронированных граждан.
Кто должен подавать форму № 6
Первое правило ведения воинского учёта: в любой непонятной ситуации нужно обращаться в военкомат. Ведь нормативные документы, в соответствии с которыми он ведётся, предусматривают, что многие правила устанавливаются на местах. И форма № 6 – как раз тот самый случай.
Например, комиссия по бронированию района Вешняки города Москвы подчёркивает, что рассматриваемый отчёт подаётся только организациями, которые ведут бронирование граждан. А вот другой пример. В инструкции по заполнению формы № 6, размещённой на сайте администрации города Ангарска, сказано, что отсутствие в организации забронированных граждан не является основанием для того, чтобы не подавать форму. Отсутствующие категории граждан просто в ней не указываются.
Таким образом, однозначно лишь одно – если организация бронирует граждан, она обязана подавать форму № 6. Остальное нужно уточнять в военкомате.
Кратко о бронировании
Бронирование – это получение для сотрудника отсрочка от воинской службы на том основании, что он закрепляется за организацией. Получение брони на работника означает, что его не призовут по мобилизации, во всяком случае, в первых рядах. Государство считает, что этот человек нужнее на своём рабочем месте. Ведь даже во время войны должны бесперебойно работать многие предприятия, в частности, оборонного комплекса, энергетики, связи, пищевой промышленности и другие.
Бронируют сотрудников государственные и муниципальные органы, а также организации, которые выполняют оборонный заказ по госконтрактам, производят продукцию или услуги для нужд государства, обеспечивают безопасность и жизнедеятельность населения. Но точного списка таких предприятий в открытом доступе не найти. Есть инструкция от 03.02.2015 № 664с, утверждённая постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, но она засекречена.
Занимаются бронированием специальные комиссии, созданные при органах местного самоуправления. Информация о них обычно размещается на сайте районной или городской администрации. Все вопросы по брони для сотрудников нужно задавать именно в комиссию по бронированию.
Примечание. В 2024 году действует частичная мобилизация, объявленная указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647. Гражданам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставляется отсрочка от воинской службы. Так вот, такая отсрочка — это не то же самое, что бронь. Правила отсрочки определило Правительство (постановление от 30.09.2022 № 1725), а списки организаций, работники которых получают отсрочку, сформировал Минпромторг. В итоге по частичной мобилизации не призвали, в частности, специалистов IT-сферы, работников СМИ и отрасли связи.
Граждане, забронированные своими организациями на момент выхода указа № 647, в общем случае также не подлежали призыву на военную службу на основании ст. 23 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ о мобилизации.
Важно: в инструкции № 664с сказано, что на период мобилизации бронирование граждан прекращается. Бронь распространяется на тех, кто был зарезервирован организацией в мирное время. Однако сейчас действует частичная мобилизация, и военное положение введено лишь в отдельных регионах. Поскольку правила непрозрачны, а многие данные засекречены, рекомендуем узнать в военкомате, если у ваших сотрудников право на бронь или отсрочку.
Схематично процедура бронирования выглядит так:
- ответственный за бронирование работник (обычно тот же, кто ведёт весь воинский учёт) готовит список лиц для получения брони и прикладывает к нему документы кандидатов;
- комиссия рассматривает каждого работника и принимает решение о предоставлении ему брони;
- согласовывается окончательный список забронированных лиц;
- комиссия передаёт в организацию бланки удостоверений об отсрочке по брони, их нужно зарегистрировать в специальном журнале, оформить на каждого забронированного и выдать ему на руки;
- забронированные граждане снимаются с общего воинского учёта и ставятся на специальный, в карточке № 10 делается об этом отметка;
- в военкомат направляется извещение о том, что забронированный сотрудник поставлен на специальный воинский учёт.
Оформление брони не значит, что работника не могут призвать по мобилизации. Комиссия по бронированию может изменить своё решение, если в какой-то момент посчитает, что человек будет нужнее на службе, чем в тылу. Если сотрудник увольняется или переводится на другую должность, бронь снимается. Работодатель обязан немедленно сообщить об этом в военкомат.
Периодичность и сроки сдачи отчётности
Вернёмся к отчёту по форме 6 о забронированных сотрудниках. Обычно его представляют как минимум при ежегодной сверке учётных данных. Вместе с ним бронирующие организации должны подать доклад о состоянии работы по бронированию и форму № 19.
Но некоторые военкоматы требуют подавать отчётность при каких-либо значимых событиях, например, если изменилось число работников в запасе, назначен новый руководитель организации или ответственный за воинский учёт.
Точные сроки представления отчёта сообщат в военкомате или комиссии по бронированию. В каком виде допустимо представить документы – принести на бумаге, USB-носителе или направить скан-копию на электронную почту – также лучше узнать там, куда отчёт будет подаваться.
Где взять бланк
Очевидно, что и за бланком лучше всего обратиться в военный комиссариат или комиссию по бронированию.
Если по какой-то причине у вас нет актуального бланка формы № 6, полученной в вашем военкомате или комиссии, тогда можно взять за образец:
- Форму отчёта, утверждённую для использования некоторыми регионами и ведомствами. Например, можно скачать бланк на сайте администрации Кировского района Ленинградской области (ссылка внизу страницы). Его заполнение будет рассмотрено ниже.
- Форму из постановления от 10.02.1989 № 760. Прежде некоторые министерства сообщали подведомственным организациям, что отчёт нужно формировать именно по этой форме. Например, на неё ссылается Минкультуры РФ в письме от 03.11.2003 № 125-01-16/24. Так что если нет ничего более подходящего, подойдёт и этот бланк, хотя он довольно сложный.
Как заполнить
Рекомендации по заполнению формы 6 обычно прилагаются к бланку отчёта или выдаются в военкомате отдельно. Для примера рассмотрим упрощённую форму:
Перед таблицей нужно указать наименование организации и отчётный год.
В Графу 2 таблицы вносят общее количество работающих мужчин и женщин всех возрастов вне зависимости от военной обязанности.
В графе 3 отражают, сколько из работающих пребывает в запасе. В это количество не включают лиц, достигших предельного возраста и подлежащих в отчётном году снятию с учёта, а также снятых по состоянию здоровья и призывников.
В графах 4 и 5 указывают количество офицеров запаса и солдат (прапорщиков, мичманов и так далее) соответственно. Сумма показателей в графах 4 и 5 должна быть равна показателю из графы 3 по той же строке.
В графах 6-8 отражают количество забронированных лиц без учёта тех, кто в отчётном году снимается по возрасту. По графам указывают:
- 6 – всего забронировано, в том числе:
- 7 – офицеров;
- 8 – солдат, прапорщиков и лиц, имеющих приравненные к ним воинские звания.
Сумма показателей граф 7 и 8 должна быть равна показателю графы 6 по той же строке.
В графу 9 включают численность работников, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания.
По строкам работников нужно группировать следующим образом:
- «Руководители» – руководители организации, структурных подразделений и все, чьи должности по Общероссийскому классификатору профессий (ОКПДТР) отнесены к категории «1»;
- «Специалисты» – специалистов, занятых инженерно-техническими, научно-исследовательскими, экономическими, управленческими и другими работами;
- «Служащие» – делопроизводители, кассиры, секретари и другие работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, хозяйственное обслуживание, учёт и контроль;
- «Рабочие» – представители рабочих специальностей;
- «Всего» – сумма всех перечисленных выше строк.
Готовую форму 6 по воинскому учёту подписывает руководитель. Если в организации есть печать, необходимо поставить её оттиск.
Мы рассказали о брони на работников и отчёте по форме № 6 по их количеству. В заключение ещё раз обращаем внимание на то, что точные сведения можно получить в военкомате, поскольку значимая часть информации о бронировании засекречена.
Читайте также:
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.