Согласно планам Правительства, к 2024 году оборот продукции на внутреннем рынке РФ должен быть полностью прозрачен. Для этого все товары необходимо промаркировать, то есть пометить специальными марками с уникальными кодами. Последние несколько лет проходит эксперимент по идентификации отдельных групп. Давайте разберёмся, какие товары подлежат маркировке в обязательном порядке уже сейчас, в отношении каких групп действует эксперимент и что запланировано на будущее.
Что такое маркировка и зачем она нужна
Маркировка означает нанесение марок. На подлежащие обязательной маркировке товары (на каждый экземпляр) наносятся марки с кодом datamatrix-код, состоящим из уникальной последовательности букв и цифр. В этом коде зашифрована информация о производителе, стране происхождения и подробные характеристики. Например, для обуви это модель, цвет, размер, бренд, наименование и другие.
Благодаря этому коду можно будет отслеживать судьбу каждой единицы товара, подлежащего обязательной маркировке.
Их не так много, но с 2020 года список увеличится. Для их отслеживания создана специальная информационная система «Честный знак». В ней отражается перемещение конкретного экземпляра продукции на всём пути от производителя и до того, как её приобретёт розничный покупатель.
Информация о товаре вводится в «Честный знак» при его производстве или импорте. За ним закрепляется уникальный код. Далее товар попадает, например, в оптовую компанию. При приёмке считываются коды партии, в которую входит указанный экземпляр, и информация об этом отражается в информационной системе. То же самое происходит при получении партии товара розничным магазином. При реализации товар проходит через онлайн-кассу, и это означает, что его приобрёл конечный потребитель. На этом этапе происходит вывод товара из системы маркировки.
Коды, считываемые сканером при приёмке, должны совпасть с теми, что указаны в системе. Иначе это будет означать, что поставлен товар неизвестного происхождения. Поэтому благодаря маркировке можно отследить, что путь «производитель — оптовик — магазин — покупатель» прошёл именно тот товар, данные которого были введены в систему «Честный знак». Это позволяет исключить контрафакт на любом этапе оборота. Пока что доля такой продукции на нашем рынке остаётся высокой. Например, в лёгкой промышленности она достигает 35%, в парфюмерии — 20%, а на рынке медикаментов — 10%.
Как всё начиналось
Флагманом маркировки стали изделия из натурального меха — их помечают кодами с 2016 года. Эксперимент по их идентификации оказался настолько удачным, что было принято решение распространить его на другие товары. Был разработан закон № 487-ФЗ от 31.12.2017, который дал Правительству полномочия утверждать перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В 2018 году Правительство определилось с перечнем маркированных товаров (Распоряжение от 28.04.2018 № 792-р), а также с её правилами (Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р).
Новшество вводится поэтапно. Сначала были определены товарные группы, подлежащие обязательной маркировке. Затем стартовали эксперименты по маркировке некоторых групп из этого списка. Если результаты будут признаны удовлетворительными, маркировка станет обязательной. Однако пока все этапы удалось пройти только натуральным меховым изделиям. Помимо них, государство ведёт тотальный контроль за оборотом алкогольной продукции, однако там есть собственная система отслеживания — ЕГАИС.
Как обстоят дела сейчас
В 2020 году на той или иной стадии маркировки находятся несколько товарных групп: меха, табак, обувь, лекарственные препараты.
Шубы
Все предметы одежды, её элементы и аксессуары из натурального меха, как было сказано выше, подлежат тотальной маркировке.
Нельзя приобрести на территории России товар этой группы, не помеченный специальным кодом, по крайней мере легально.
Табачные изделия
С 1 июля 2019 года все произведённые в РФ или импортированные сигареты и папиросы помечаются уникальным кодом. При этом продавать продукцию из той группы, которая не была не помечена (произведена раньше), можно до середины года. К этому времени должна быть закончена маркировка товаров. С 1 июля 2020 года продавать пачки сигарет без марок запрещено.
Лекарства
Лекарственные препараты в 2020 году должны были помечать уникальными кодами в обязательном порядке. Однако их маркировку перенесли на июль, дав тем самым рынку ещё полгода на подготовку. Оказалось, что только треть компаний зарегистрировалась в системе отслеживания и запаслась нужным оборудованием. Был сделан вывод, что рынок к маркировке медицинских препаратов ещё не готов, и что её целесообразно перенести.
Обувь
Эксперимент по маркировке обуви начался с 1 марта 2019 года. В настоящий момент в нём можно участвовать добровольно, однако уже с 1 марта 2020 продавать немаркированную обувь нельзя. Остатки товара на складах должны быть промаркированы владельцами. Таким образом, обувь подлежит обязательной маркировке с 2020 года (с 1 марта). В связи с этим при её продаже нельзя применять системы налогообложения ЕНВД и ПСН.
Прочие товары
Есть и другие товары, в отношении которых пока проводится эксперименты, но скоро всё изменится. Эти товарные группы представлены в таблице.
Какие товары подлежат обязательной маркировке в 2020 году в качестве эксперимента
Категория | Регистрация в системе | Запрет оборота без маркировки | Маркировка остатков |
---|---|---|---|
Фотоаппараты и лампы-вспышки | до 29.02.2020 | 44105 | до 01.12.2020 |
Шины и покрышки | в течение 7 дней со дня необходимости оборота | 44136 | до 01.03.2021 |
Некоторые товары лёгкой промышленности* | пока не определено | 44197 | до 01.01.2021 |
Духи и туалетная вода | до 31.03.2020 | 44105 | до 30.10.2021 (можно продавать товары без маркировки, выпущенные до 01.10.20) |
* Предметы одежды из натуральной кожи, блузки женские трикотажные, пальто, куртки, плащи, постельное белье и кухонный текстиль.
Кроме того, для некоторых групп обязательная маркировка товаров с 2020 года находится пока на стадии экспериментов, далёких от завершения. Вот эти группы:
- Молочная продукция. Планируется запретить её выпуск без маркировки с 01.12.2020.
- Кресла-коляски. Эксперимент проводится с 01.12.2019 по 01.12.2020 в отношении ручных колясок, и по 01.06.2021 — в отношении электроприводных.
- Велосипеды. Эксперимент проводится с 16.09.2019 по 31.05.2020.
Итак, пока что маркировке в 2020 подлежат меха, лекарства, обувь, табачная продукция. Вполне возможно, что список пополнится шинами и фотокамерами. Прочие товары сейчас помечаются уникальными кодами на добровольных началах.
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.