Отчетность по воинскому учету

Одна из обязанностей организаций – представлять в военный комиссариат различные отчёты. Некоторые нужно подавать регулярно, другие – в определённых ситуациях. Причём чёткие сроки в большинстве случаев не установлены, а бланки не утверждены. Возникает путаница, которую усугубляет риск получить огромные штрафы. Давайте разберёмся с тем, какие документы организации должны подавать в военкомат.

Как взаимодействовать с комиссариатами

В начале 2023 года много говорили о цифровизации воинского учёта. Были приняты поправки в закон № 53-ФЗ от 28.03.1998, предусматривающие появление электронных повесток и создание реестра воинского учёта. Он должен содержать информацию обо всех гражданах, которые подлежат постановке на учёт, состоят на нём или должны состоять.

Более того, уже сейчас в законе прописано, что организации могут направлять данные в военкоматы через Портал госуслуг. Однако на практике такого взаимодействия пока нет. Дело в том, что работа над реестром воинского учёта ещё ведётся, и точный срок его запуска неизвестен. Поэтому пока передавать сведения в военкоматы компании в большинстве случаев должны по-старому: на бумаге или по почте – ценным письмом с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: в конкретном комиссариате могут быть дополнения к правилам ведения воинского учёта. Необходимо предварительно связаться с ним и уточнить сроки представления регулярных отчётов, их форму и в каком виде их подавать – строго на бумаге или можно направить скан-копию на электронную почту.

Учтите, что отчитываться по воинскому учёту придётся не только в свой комиссариат, где компания стоит на учёте. Так, при приёме или увольнении, при изменении персональных данных работника документы нужно подавать в военкомат по месту учёта этого человека, которое определяется по его адресу. Нужный комиссариат можно определить по карте на сайте Минобороны. Рекомендуем выбрать ближайший к месту жительства сотрудника и уточнить по телефону, к нему ли относится адрес.

Отчёты по ситуации

Когда происходят определённые события, организация должна представить информацию в комиссариат срочно. Расскажем, что и когда подавать, а также откуда брать формы отчётов.

У военнообязанного работника изменились персональные данные или состояние здоровья. В военкомат по месту жительства сотрудника нужно сообщать об изменениях его семейного положения, образования, адреса прописки или места пребывания, должности или структурного подразделения организации, а также о состоянии здоровья. Действовать следует так:

  1. Заполните специальный Листок сообщения и выдайте его работнику под расписку в журнале учёта таких листков. Прежде нужно завести этот журнал, если его нет. Теперь сотрудник должен отнести Листок в военкомат, а оттуда вернуть корешок с отметкой.
  2. Отразите факт получения корешка в том же журнале, когда работник его вернёт.
  3. Если сотрудник корешок не вернул, заполните Сведения об изменениях данных и направьте их в военкомат по месту его учёта.

Весь процесс должен занять не более 5 дней (пп «е» п. 32 Положения из постановления Правительства РФ № 719 от 27.11.2006, далее – Положение № 719). Такой срок отведён организации на то, чтобы уведомить военкомат об изменении данных работника. Поэтому, как только об этом стало известно, необходимо сразу же подготовить и передать человеку Листок изменений. Его форма, а также бланк Сведений об изменениях есть в Приложении № 13 к Методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооружённых Сил РФ 11.07.2017 (далее – Рекомендации).

Обратите внимание: в Сведениях об изменении указывают дату выдачи работнику Листка сообщений. А если он не был выдан – причину, по которой это оказалось невозможным. Указать это нужно как примечание в графе 7 таблицы.

Приняли или уволили сотрудника, подлежащего воинскому учёту. Передать сведения нужно в течение 5 дней с даты события – принятия или увольнения. Форма есть в Приложении № 2 к Положению № 719. Отчитываться нужно перед комиссариатом, в котором состоит на учёте работник, а не организация.

Если у человека нет регистрации по месту жительства или он прописан в другом месте, его нужно предупредить о том, что необходимо встать на учёт в военкомат по месту пребывания. В таком случае форма выдаётся ему на руки.

Комиссариат запросил необходимые ему данные о работниках. Представить их нужно в течение двух недель на бланке из Приложения № 10 к Рекомендациям. Куда подавать, будет понятно из запроса.

Узнали, что человек не состоит на учёте в военкомате, хотя должен. Сообщить об этом в военкомат нужно в течение 3 рабочих дней (п. 1 ст. 4 закона 53-ФЗ). Подайте форму из Приложения № 10 к рекомендациям.

Регулярные отчёты

Некоторые формы нужно направлять в военкомат по месту учёта организации периодически – раз в год. Какие и когда, расскажем далее.

План работ по воинскому учёту и бронированию

План сдают все организации ежегодно, но точный срок нужно узнать в военкомате. Если он не установлен, значит, сдавать документ можно до конца года. То есть до 31 декабря 2024 года необходимо подать план работ на 2025 год.

Примерный вариант плана есть в Приложении № 17 к Рекомендациям. Его можно дополнить, если военкомат затребует какие-то дополнительные мероприятия на этапе согласования.

В плане содержится чек-лист дел по воинскому учёту на год, срок выполнения каждого пункта и ответственное за это лицо. Ещё есть поле для отметок – когда мероприятие будет проведено, нужно это отразить.

Карточка учёта организации

Также раз в год компании подают в военкомат карточку учёта организации по форме № 18. Срок обязательно уточняйте в военкомате! В некоторых местностях установлены конкретные даты. Если таковых нет, то карточку логично подать вместе с планом работ.

Несмотря на специфическое название – форма № 18 – она не унифицирована на федеральном уровне. Но её могут утвердить на уровне отдельного муниципалитета. Получить такой бланк следует в военкомате, а если специальной формы нет, можно взять её из Приложения № 1 к письму Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.

В форме № 18 указывают подробные сведения о компании. Это название, основные коды, адреса, данные о руководителе и ответственном за воинский учёт лице и другую информацию. Также отражают количество лиц в запасе, работающих в организации, их состав (офицеры, солдаты, ограниченно годные), количество лиц с мобилизационными предписаниями, забронированных, призывников и так далее.

Карточка заполняется на листе А4 с двух сторон от руки или на компьютере. Нужно подготовить 3 экземпляра.

Списки и анкеты допризывников

До 05.08.2023 Положение № 719 содержало требование представлять ежегодно:

  • в сентябре – списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста;
  • до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году, а также их анкеты.

Теперь это требование из Положения № 719 исключили. Однако аналогичное требование есть в пп. «в» п. 29 Рекомендаций. В связи с этим Министерство обороны дало разъяснение в письме от 23.08.2023 № 308/2/8922. Из него следует, что подавать сведения о лицах, которые в следующем году должны быть поставлены на воинский учёт, в общем случае теперь не нужно. Но военкоматы могут запросить такие данные у организации до 15 сентября. И если запрос получен, необходимо до 1 ноября подать:

  • список граждан определённого года рождения по форме из Приложения № 6 к Положению № 719. В него нужно включить всех молодых людей, которым в следующем году исполнится 17 лет, вне зависимости от состояния здоровья, места проживания и других обстоятельств. Составить его следует в алфавитном порядке, данные указывать без сокращений. Отдельным разделом в конце списка необходимо перечислить остальных работников, которые не состоят на воинском учёте, а в графе 6 указать год рождения;
  • анкету на каждого сотрудника из этого списка по форме из Приложения № 7 к Положению № 719.

Нужно ли всё ещё подавать списки 15- и 16-летних работников, в письме не указано. Поэтому пока безопаснее будет их направить. Правда, в 2023 году сентябрь уже прошёл. А из письма Минобороны следует, что там сейчас работают над новой редакцией Методических рекомендаций, ведь текущая не учитывает изменений Положения № 719. Вероятно, пп. «в» п. 29 из новой редакции уберут, и в 2024 году подавать эти списки точно не придётся.

Отчётность по бронированию

В России 21.09.2022 была объявлена частичная мобилизация и пока она не отменена. Многие компании бронируют своих сотрудников. Это означает, что они будут освобождены от призыва по мобилизации. Такие работники нужны на своих местах, чтобы обеспечить бесперебойную деятельность предприятия. Право бронировать работников есть, например, у аккредитованных IT-компаний, у операторов связи, у промышленных предприятий и у некоторых других хозяйствующих субъектов.

Если компания бронирует работников, у неё возникает обязанность подавать дополнительные отчёты в военкомат.

Форма № 6 – отчёт о численности работающих и забронированных военнообязанных. Бланк можно получить в своём комиссариате, а если такового нет – взять старую форму из письма Минкультуры от 03.11.2003 № 125-01-16/24. В нём же приводится и порядок заполнения отчёта. Его образец представлен ниже.

 

Форма № 19 – Сведения об обеспечении трудовыми ресурсами. Если в военкомате не предоставят особый бланк, можно сделать отчёт по форме из Приложения № 18 к Инструкции, утверждённой Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с. Выше можно скачать образец и посмотреть, как он выглядит.

В отношении отчётов по бронированию действует то же правило – лучше всё узнать в комиссариате. Там должны подсказать, к какой дате подготовить отчёт, по какому адресу его подать и сколько экземпляров (например, дополнительный для комиссии по бронированию).

Если в комиссариате не скажут, в какой срок необходимо направить эти документы, то подать их можно вместе с планом работы и формой № 18 до 31 декабря.

Сверка данных учёта

Ещё одна форма отчётности – сверка информации. Проводится она не реже чем раз в год. Дату назначают в комиссариате.

Но сначала нужно провести сверку данных в организации. Периодичность та же – минимум ежегодно. Когда именно сверить документы, компания решает сама. Логично сделать это до сверки с военкоматом. У сотрудников нужно запросить документы и проверить по ним, всё ли актуально в карточке по форме № 10 – такая должна быть заведена на каждого.

На сверку с военкоматом также представляется форма № 10. В ней проверят соответствие тем данным, которыми располагает комиссариат. Кстати, перед сверкой туда могут вызвать самого работника.

В ходе сверки военкомат проверяет Ф.И.О., дату и место рождения, образование, должность и профессию, семейное положение, состав семьи, адреса, контакты, информацию о состоянии здоровья и прохождении военных сборов. Кроме этого, будут уточнены сведения о воинском учёте из раздела II карточки по форме № 10.

Более подробно о проведении сверки сказано в Разделе V Инструкции из приказа Минобороны от 22.11.2021 № 700.

на заметку Читайте также: Должен ли ИП вести воинский учёт

Выводы

У каждой организации есть обязанность представлять в военные комиссариаты отчётность по работникам, которые стоят на учёте, должны на нём находиться или только будут на него поставлены. Как видно, подавать документы придётся довольно часто, и не только в свой военкомат.

Игнорировать эту обязанность нельзя, иначе грозят крупные штрафы. Например, если не направить в срок сведения, необходимые для ведения военкоматом учёта, то директора или работника, ответственного за воинский учёт, оштрафуют на 40-50 тыс. рублей. Такой же штраф грозит должностным лицам, если не представить списки тех, кто должен быть поставлен на учёт первоначально. Организацию же за такое нарушение могут оштрафовать на 350-400 тыс. рублей.

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.